Найти тему
cozy eisbrecher

“Мудьюг” - ледокол без носа.

Ледокол "Мудьюг" в Санкт-Петербурге. На заднем плане видны строящиеся атомные гиганты - "Сибирь" и "Арктика"
Ледокол "Мудьюг" в Санкт-Петербурге. На заднем плане видны строящиеся атомные гиганты - "Сибирь" и "Арктика"

Ледокол “Мудьюг” был построен по заказу СССР в Финляндии, на известной своими ледокольными проектами верфи “Вяртсиля”. Дизель-электрический ледокол был готов в 1982 г. и стал старшим в серии из трёх ледоколов. “Магадан” и “Диксон” спустили на воду в течение 1982-83 гг.

Систершип ледокола "Мудьюг" - ледокол "Диксон"
Систершип ледокола "Мудьюг" - ледокол "Диксон"

Название судно получило в честь острова в Белом море. “Мудьюг” имел длину чуть меньше 89 м, ширину более 22 м. Работал ледокол по дизель-электрической схеме и выдавал максимальную мощность на винтах 7,3 МВт. На судне было предусмотрено всё для комфортной жизни и работы экипажа: одноместные каюты с отдельным санузлом, кают-компания с возможностью использовать её как кинозал, помещения для спортивных занятий и, разумеется, сауна (напомню - строили ледокол финны). После сдачи заказчику “Мудьюг” был приписан к Мурманскому морскому пароходству и работал в Баренцевом море и Кольском заливе. Чуть позже ледокол стал работать в Белом море, обеспечивая проводку судов к порту Архангельск. В 1987 г. немцы предложили перестроить ледокол по швейцарскому проекту. Советское руководство согласилось на эксперимент, и ледокол ушел на немецкую верфь. Переделка заключалась в том, чтобы заменить классический ледокольный нос выпуклой и округлой формы на переднюю часть, вдавленную, наоборот, внутрь корпуса - по сути, это превращало ледокол в ледорез. У судна отрезали всю переднюю часть до надстройки и приварили целиком новый нос. Новая деталь была больше по размеру, из-за чего длина ледокола стала составлять 111,6 м.

Ледокол "Мудьюг" до и после рконструкции.
Ледокол "Мудьюг" до и после рконструкции.

“Бак” у ледокола стал действительно огромным, за что моряки тут же прозвали судно “калошей” и “ноздрёй”. У произведенной переделки есть как плюсы, так и очевидные минусы. Во первых, “Мудьюг”, увеличившись в размерах, ощутимо потерял в манёвренности. Во-вторых, нос нового типа не позволял судну наползать и продавливать своим весом крепкие арктические льды. Зато на не слишком толстом льду “Мудьюг” оставлял за своей кормой широкую и удобную для проводки судов полынью, чего, собственно, и хотели добиться конструкторы, ориентирующиеся на льды швейцарских озёр.

Идеальная полынья остающаяся после прохода ледокола "Мудьюг"
Идеальная полынья остающаяся после прохода ледокола "Мудьюг"

Обновлённый ледокол передали порту Санкт-Петербург, где на льду Балтийского моря и Финского залива “Мудьюг” чувствует себя в своей тарелке и отлично справляется с любыми задачами. Все три ледокола проекта до сих пор в строю. “Диксон” работает на Белом море и приписан к порту Архангельск, а “Магадан” трудится в порту Владивосток. Из-за необычного внешнего вида и интересной формы корпуса власти Санкт-Петербурга из года в год привозят “Мудьюг” на фестиваль ледоколов, где каждый желающий может подняться на борт и пройтись по огромной палубе.