Мула бандха, корневой замок, является важной практикой йоги, но ее часто прячут на последних страницах пособий по йоге. Санскритское слово «мула» относится к корню растения или дерева. Как и в английском языке, слово «корень» может также означать нижнюю конечность, основание объекта или происхождение вещи (корень проблемы). Здесь «мула» указывает на основание туловища, то есть промежность, и это связано с муладхарой чакрой, самой низкой из энергетических центров, расположенных вдоль позвоночника.
Слово бандха имеет много достаточно противоречивых значений. Например, слово может быть переведено как «сковывать, блокировать, проверять, препятствовать, сдерживать, блокировать». В этом смысле бандха описывается как разрушение реки. Но также может переводится как «связывать, соединять, объединять». В этом смысле бандха описывается как мост через реку. Как согласовать эти разные значения? Если мы рассмотрим практику мула бандхи, возможно, ответ откроется сам собой.
Зачем йогины практикуют бандхи
Мула бандха стабилизирует и успокаивает, повышая энергию концентрации.
Мула бандха сопровождает и пранаяму, и медитацию, создавая плавный переход от дыхательной практики к медитации. Сватмарама, автор общепризнанной книги «Хатха Йоги Прадипики», утверждает: «Нет сомнений в том, что, с помощью практики мула бандхи, достигнуто полное совершенство». Это впечатляющее утверждение. Но можно ли к этому относиться серьезно, или это просто преувеличение, используемое, чтобы побудить нас изучать практику?
Давайте рассмотрим систему энергии, которая поддерживает тело/разум, а это, в свою очередь, прольёт свет на утверждение Сватмарамы. Главной осью праны является позвоночный столб, который поднимается от промежности к основанию черепа. Говорят, что внутри этой оси находится центральный канал энергии (нади), называемый сушумной. Два других энергетических прохода, известные как ида и пингала, описываются как закручивающиеся вверх вдоль позвоночника от его основания, заканчивающиеся в левой и правой ноздрях соответственно. В обычной жизни эти две нади доминируют в сложной иерархической сети энергетических путей. Когда один или другой канал активен, он влияет на функционирование всей системы.
Упанишады уподобляют прану птице, привязанной к ее насесту, скованной идой и пингалой. Она доживает свои дни, перемещаясь от одного конца к другому, оставаясь несвободной. Адепты йоги утверждают, что можно обуздать непроизвольные чередования иды и пингалы и объединить эти два отдельных потока энергии. Это буквальное значение хатха-йоги - йоги, в которой соединяются ха (правое дыхание) и тха (левое дыхание). Когда эти потоки объединены, прана освобождается, чтобы подниматься через центральный канал позвоночного столба к своей конечной цели в макушке головы, сахасрара чакре. Начальная стадия этого процесса называется пробуждением сушумны. Говорят, что практика достижения такого пробуждения приводит к совершенству, и это именно то, за что стоит быть благодарными Сватмараме, за мула бандху.
Три бандхи
Адепты йоги описывают три практики, используемые для ограничения внешнего потока энергии и объединения его с восходящим потоком сушумны. В уддияна-бандхе блокируют желудок, делая полный выдох и втягивая живот по направлению к позвоночнику. Это активирует энергию в пупочном центре. В джаландхара бандхе, замке подбородка, подбородок притягивается к основанию горла, силой блокируя нормальное прохождение энергии через иду и пингалу. Третья практика - мула бандха, при которой мышцы плотно сокращаются в центре промежности. Считается, что сокращение этих мышц влияет на нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную и эндокринную системы и, что наиболее важно, на систему внутренней энергии или прану.
Сватмарама сохраняет определенную тайну во всех этих трех практиках. Он подразумевает, что для достижения их полного эффекта они должны быть выполнены в точной йогической манере (благодаря знаниям хорошего учителя), а не просто как физические упражнения. Он утверждает, что полная садхана, или практика, связанная с этими техниками, должна храниться в тайне, «точно так же, как никто не рассказывает о своих драгоценностях или отношениях с женой». Он предупреждает учителей и учеников, что подобные передовые практики предназначены для опытных учеников, которые прошли предварительные этапы обучения и поддерживают прямые отношения со своим духовным наставником. Тем не менее, существуют версии мула бандхи для начинающих, они подходят любому ученику и оказывают благотворное влияние на здоровье и самосознание.
Урок анатомии по-быстрому
По своему строению напоминающий чашу, тазовый пояс состоит из трех слитых костей - подвздошной кости, седалищной кости и лобка. Таз открыт снизу (выходное отверстие таза), а в основании этого отверстия находится область тела, называемая промежностью. При взгляде сверху промежность имеет форму ромба. Копчик (основание позвоночника) находится в задней части «ромба», в то время как передняя его часть представляет собой лобковый симфиз, сустав между двумя лобковыми костями. Левый и правый углы «ромба» - это две кости, на которых мы сидим.
Мула бандха связана с центром промежности. У мужчин мула бандха является результатом сокращений мышц, окружающих промежность, которая находится посередине между анусом и гениталиями. В некоторых пособиях предполагается, что путем легкого давления под этой областью (сидя на мягком, свернутом носке или специальной подушке) можно стимулировать сокращение. Также были описаны позы, в которых давление оказывается сидя на пятке одной ноги. Есть мнение, что у женщин сокращение мула бандхи ощущается не в области промежности, а в области, окружающей основание шейки матки. А также, что у мужчин мягкая подушка в центре промежности стимулирует блокировку.
В применении на практике мула бандхи внимание может быть сосредоточено на спине, передней или средней части промежности или на нескольких областях сразу. Чтобы практиковать мула бандху, вы должны научиться активировать центр промежности.
Как только вы сможете комфортно держать мула бандху, вы можете использовать ее во время упражнений пранаямы и медитации.
Как практиковать мула бандху
Поскольку в этой области часто трудно почувствовать работу мышц, развитие осознания мула бандхи является вопросом повседневной практики. Не следует торопиться, потому что работа медленно и постепенно позволяет мышцам укрепляться одновременно с развитием осознанности этой практики. Препятствием может стать то, что мышцы промежности имеют тенденцию работать вместе с мышцами всего тела, и часто, когда человек напрягает мышцы, в работу включается все тело. Кроме того, довольно легко непреднамеренно напрягать дыхательные мышцы вместе с мышцами промежности, и ненужное симпатическое напряжение может возникать и в других областях тела. Требуется тщательное внимание и регулярная практика, чтобы разобраться в этом.
Шаг 1
Первая задача - развить простую способность сокращать и расслаблять мышцы промежности. Для начала, сядьте в любую прямую, медитативную позу, предпочтительно поза со скрещенными ногами. Закройте глаза, расслабьтесь освободитель дыхание, чувствуя, как стенки грудной клетки расширяются и сужаются, одновременно снимая напряжение с верхней части живота.
Дышите свободно и, не координируя дыхание с сокращением мышц, сжимайте всю область промежности - переднюю, среднюю и заднюю - внутрь и вверх. Держите дыхание как можно более ровным и спокойным, без пауз. Медленно надавите на мышцы, а когда сжатие завершится, медленно отпустите. Это упражнение не направлено на дифференциацию различных областей, укрепляются все мышцы промежности, одновременно повышая ваш уровень способности из контролировать. Повторите это упражнение 25 раз.
Шаг 2
Затем напрягите все мышцы промежности и удерживайте напряжение, не испытывая никакого дискомфорта. Пока напряжение сохраняется, продолжайте дышать медленно и ровно. Прочувствуйте область вокруг заднего прохода, затем перейдите к сокращению в центре промежности или шейки матки и, наконец, изучите сокращение в урогенитальной области. Напрягайте каждую область, сосредоточивая своё внимание на своих ощущениях. Затем медленно расслабьте все мышцы и отдохните.
Шаг 3
Теперь скоординируйте работу всех мышц промежности с дыханием. Вдыхая, напрягайте мышцы, на выдохе медленно расслабляйтесь. Практикуйте данное упражнение для полной координации с дыханием. Отвлечение или потеря контроля могут уменьшаться со временем. Во время этой практики начинайте концентрироваться на центральной области промежности, уделяя особое внимание ощущениям, которые будут связаны с мула бандхой. Повторите это упражнение 25 раз.
Шаг 4
Наконец, когда вы будете готовы, сконцентрируйте свое внимание на центре промежности и сильно напрягите там мышцы с минимальным вовлечением анальной и мочеполовой областей. Это первоначальная версия мула бандхи, и для ее достижения потребуется некоторое время. Спешить некуда, и лучше продлить практику, чем торопиться.
Шаг 5
Как только вы будете в состоянии напрягать мышцы, координируя с дыханием, другие симпатические мышечные напряжения ослабятся, и вы сможете комфортно удерживать мула бандху в течение некоторого времени. Затем это упражнение можно использовать во время дыхательных практик.
Преимущества мула бандхи
В начале этой статьи мы были озадачены двумя значениями слова бандха. Один перевод охарактеризовал бандху как замок для перекрытия потока энергии, а другой изобразил ее как мост для объединения энергий. Выполняя описанные здесь практики, вы можете обнаружить, что эти кажущиеся противоречивыми значения теперь имеют внутренний смысл. Мула бандха обладает эффектом сдерживания энергии в промежности, что несомненно стабилизирует и успокаивает. А также обладает эффектом мягкого усиления энергии концентрации. Это похоже на то, как если бы радиоприемник был правильно настроен, чтобы голос сознания мог говорить более четко.
Часто трудно определить напряжение в мышцах промежности. Вот почему развитие осознания мула бандхи является вопросом повседневной практики.
Мула бандхе приписывают различные преимущества чисто физического свойства. Предполагается, что с помощью этой практики можно регулировать нестабильные менструальные периоды, снижать частоту дыхания, снижать частоту сердечных сокращений и кровяное давление, успокаивать симпатическое возбуждение, улучшать пищеварение и гармонизировать мочеполовую функцию. Эти эффекты отмечены адептами в йоге, но, похоже, до сих пор было мало научных исследований, чтобы достоверно все проверить и изучить. Для йогов важнее то, что благодаря практике мула бандхи направление движущихся вниз энергий, расположенных в корневой чакре, и движущихся вверх энергий, расположенных в сердечной чакре, как говорят, меняется на противоположное, и энергии объединяются. Этот внутренний союз ведет к расширению осознанности.
По крайней мере, с регулярной практикой мула бандхи вы станете более уверенным в том, где напрягаются мышцы. Здесь находится муладхара чакра, корень, из которого, как говорят, энергия проникает в тело и разум человека. Когда эта энергия спокойна и безопасна, сама жизнь становится более расслабленной.
Автор: Рольф Совик
Перевод: Марина Медведева
Photo by theformfitness from Pexels