Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Автомобили СССР. Автобус ГАЗ-05-193.

Оглавление
Часть автобусов ГАЗ-05-193 довоенного времени использовались как агитационные. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz05.htm
Часть автобусов ГАЗ-05-193 довоенного времени использовались как агитационные. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz05.htm

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Газовский трёхосный автомобиль, созданный из «полуторки», впоследствии стал основой для производства штабных автобусов для армейских командиров. Кратко об истории их создания, особенностях устройства и области применения описано в этой публикации.

Штабной автобус ГАЗ-05-193 довоенного времени. Иллюстрация из: https://postimg.cc/SX1W1H39
Штабной автобус ГАЗ-05-193 довоенного времени. Иллюстрация из: https://postimg.cc/SX1W1H39

Как создавали ГАЗ-05-193?

Задание на проектирование было выдано в 36-м году. Руководителем проекта стал выдающийся конструктор автобусов, танков и легковых автомобилей – Ю.Н. Сорочкин. За основу было взято шасси ГАЗ-ААА — трёхосной «полуторки» и кузов ГАЗ-03-30. В 38-м году шасси было модернизировано установкой двигателя повышенной до 50 л.с. мощности, получившими усиление подвеской, рулевым механизмом, карданной передачей, а так же другими изменениями, характерными для ГАЗ-ММ.

В салоне было организованы рабочие места для 9 человек, включая водителя. Выпускали автобус с 36-го года в течение 9 лет в Горьком, на заводе, называвшемся первым автосборочным, собиравшем с 30-го года из американских комплектов Форд-АА. Общее количество выпущенных здесь штабных автобусов приблизилось к 2 тысячам экземпляров, практически все они «служили» в армии.

ГАЗ-05-193 военного времени. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz05.htm
ГАЗ-05-193 военного времени. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz05.htm

Особенности устройства штабного автобуса.

Для автобуса, относящегося к малому классу, рама трёхосного грузовика была усилена и лишена заднего прицепного устройства. Остальные узлы шасси соответствовали серийному трёхосному автомобилю и имели такие же, как он изменения на протяжении всего выпуска.

Конструкция кузова была аналогична ГАЗ-03-30, только отсутствовала задняя дверь. Деревянный каркас обшивался снаружи панелями из металлических листов, внутри – фанера, обшитая дерматином. Крыша обтягивалась брезентом с последующей многослойной покраской, обеспечивающей герметичность.

По бортам салона на скамейках (диванах) могло разместиться 8 человек. Между скамейками был установлен стол. Перевозка и хранение документов и мелкого инструмента могла осуществляться в специальных тумбочках. Вентиляция осуществлялась через открывающиеся окна и каналы между обшивками кузова. Обогреватель салона работал от выхлопных газов.

В годы войны автобус выпускался с минимальным количеством металлических деталей и по упрощённой технологии, характерной для всех автомобилей военного времени. Внешними отличительными чертами были угловатые передние крылья и деревянная наружная обшивка, отсутствие правой фары и бампера.

Скорость автобуса по шоссе не превышала 65 км/час. Благодаря повышенной проходимости, связанной с наличием в трансмиссии демультипликатора, больших углов въезда-съезда и задней двухосной тележки, он успешно преодолевал бездорожье. О комфортных условиях в салоне в то время особо не заботились, обращали основное внимание на возможность перевозки в закрытом от климатических воздействий кузове.

Автобус ГАЗ-05-193 военного времени. Иллюстрация из: http://www.veneraud.ee/wp-content/uploads/2012/04/GAZAAA_26.jpg
Автобус ГАЗ-05-193 военного времени. Иллюстрация из: http://www.veneraud.ee/wp-content/uploads/2012/04/GAZAAA_26.jpg

Где использовался ГАЗ-05-193?

Изначально ГАЗ-05-193 проектировался для транспортирования командиров высшего состава, и его применение соответствовало первоначальной задаче. При практической эксплуатации выяснилась возможность его использования в качестве мобильной лаборатории бактериологической и гигиенической направленности. Часть автобусов использовали в этом качестве.

Впоследствии была сделана санитарная модификация автобуса, получившая индекс ГАЗ-05-194. Она помогала медикам оказывать первую помощь пострадавшим в боевых действиях и перевозить раненных. Санитарный автомобиль мог перевозить четырёх раненных на носилках или 15 человек на боковых сидениях.

Автобус ГАЗ-05-193, несмотря на его неказистый вид и наличие недостатков, был верным помощником наших отцов и дедов в победе над фашизмом. Для конструкторов Горьковского автозавода он стал школой в вопросах проектирования автобусов и выявления недостатков конструкции для последующего её совершенствования.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются