Найти в Дзене
Dzheyson Steytem

МЦД

Оглавление

Введение

Московские центральные диаметры — система линий внеуличного железнодорожного транспорта, созданная на базе существующей инфраструктуры Московской железной дороги.

фото МЦД/Источник: "Яндекс Картинки"
фото МЦД/Источник: "Яндекс Картинки"
фото МЦД/Источник: "Яндекс Картинки"
фото МЦД/Источник: "Яндекс Картинки"
фото МЦД/Источник: "Яндекс Картинки"
фото МЦД/Источник: "Яндекс Картинки"

В средствах массовой информации проект окрестили «наземным метро», хотя фактически метрополитеном он не является.

Идея организации перевозного движения электропоездов через Москву была основана в 1971 году и заложена в Генеральный план Москвы. К тому времени в столице уже работало “ажурное” движение электричек с Курского на Белорусское и Рижское направления через Алексеевскую соединительную линию.

Однако по большей части Генплан так и не был реализован, поскольку до недавнего времени он не находил поддержки у РЖД в связи со своей технической сложностью. Вплоть до 2017 года отдельные диаметральные связи, используемые для регулярного сообщения пригородными электропоездами, существовали лишь на направлениях, связанных Алексеевской соединительной линией.

фото МЦД изнутри/Источник:"Яндекс Картинки"
фото МЦД изнутри/Источник:"Яндекс Картинки"

фото МЦД изнутри/Источник:"Яндекс Картинки"
фото МЦД изнутри/Источник:"Яндекс Картинки"

Актуальность проекта

Москва — крупный город, миллионам жителей которого нужно каждый день перемещаться на большие расстояния, причем с каждым годом эта потребность растет. Это значит, что городу нужны новые, более эффективные виды транспорта. Городская электричка — один из таких видов транспорта — по оценке "Комсомольской правды", ее провозная способность может достигать 90 тысяч человек в час.

Максимальная провозная способность разных видов транспорта (человек в час) / Инфографика: "Комсомольская правда"
Максимальная провозная способность разных видов транспорта (человек в час) / Инфографика: "Комсомольская правда"

Процесс реализации

Линии D1 и D2 (они же МЦД-1 и МЦД-2, Белорусско-Савеловский и Курско-Рижский диаметры — единого официального нейминга у Диаметров нет) были созданы на базе уже существующих маршрутов пригородных поездов. Чтобы повысить пропускную способность, строятся пути, параллельные нынешним.

Реставрация станции Окружная. / Фото: stroi.mos.ru
Реставрация станции Окружная. / Фото: stroi.mos.ru

В октябре 2017 года стало известно, что проект создания сквозных диаметров, работающих по принципу МЦК, обсуждается с Российскими железными дорогами, правительством Московской области и Министерством транспорта.

В ноябре того же года Максим Васильев, глава управления внеуличного транспорта Москомархитектуры, рассказал о ходе проработки транзитных маршрутов электричек. Была отмечена необходимость масштабного строительства новых путей, которые нужны для запуска этого проекта.

Фото: stroi.mos.ru
Фото: stroi.mos.ru

15 ноября 2017 года проект получил название «Московские центральные диаметры» (МЦД). Проект был впервые представлен в детальном виде на рабочей встрече президента России Владимира Путина с мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой РЖД Олегом Белозёровым.

Запуск первых двух маршрутов состоялся 21 ноября 2019 года. Остальные маршруты требуют проектирования и капитального строительства сроком около 5 лет.

Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы в конце августа 2019 года согласовал проектные решения для четырёх строящихся объектов на втором Московском центральном диаметре (МЦД-2), который проходит по маршруту Нахабино — Подольск. Это станции Щукинская и Пенягино, остановочные пункты Курьяново и Волоколамская. Утверждённые эскизы опубликованы в СМИ.

К запуску движения планировалось произвести полную реконструкцию всех платформ, которые будут задействованы в проекте, их предполагалось оборудовать турникетами, пандусами и лифтами для инвалидов. Кроме того, на первых двух маршрутах предполагается организовать 12 новых остановочных пунктов, строительство некоторых из них уже ведётся.

Строительство платформы МЦД-2 в Щербинке
Строительство платформы МЦД-2 в Щербинке

Кроме того, в рамках создания Московских центральных диаметров планируется интегрировать инфраструктуру Курского, Казанского, Ленинградского и Ярославского вокзалов, а также создать два новых вокзала на станциях Царицыно и Москва-Каланчёвская. Для возможности таких изменений требуется достроить два новых пути на Каланчёвском путепроводе. Стоимость выполнения этой части проекта оценивается в 20 миллиардов рублей.

Отзывы и мнения

По данным сервисов "Отзовик" и "irecommend.ru" средняя оценка МЦД пользователями составляет около 2.1 баллов по пятибалльной шкале, причем недостатки отмечают даже те, кто поставил проекту 5 баллов.

Среди огрехов наиболее часто упоминают плохо работающую систему оплаты, большие интервалы, нестабильный график движения и короткие "Иволги", впрочем, эти проблемы постепенно решаются.

Статистика отзывов на "irecommend.ru"
Статистика отзывов на "irecommend.ru"
Статистика отзывов на сервисе "Отзовик"
Статистика отзывов на сервисе "Отзовик"

Динамика цен на 2020 год

Инфографика/Источник:"Яндекс Картинки"
Инфографика/Источник:"Яндекс Картинки"
Инфографика/Источник:"Яндекс Картинки"
Инфографика/Источник:"Яндекс Картинки"

План строительства

Инфографика/Источник: "Яндекс Картинки"
Инфографика/Источник: "Яндекс Картинки"

Выводы

Идея проекта была неплохой — городские электрички действительно довольно эффективны и применяются в Европе, например, в Германии и Австрии (S-Bahn) и Англии (лондонский Crossrail).

Однако реализация получилась дорогой и противоречивой. На одни только D1 и D2, созданные на существующих маршрутах, было выделено по меньшей мере 20 млрд рублей. При этом интервалы нестабильны до сих пор, некоторые станции не были достроены к началу работы МЦД, а система оплаты не была готова, из-за чего до 8 декабря проезд сделали бесплатным (но только после того, как первые пассажиры поработали бета-тестерами).

Хорошо, но могло быть лучше и дешевле. Авторы выражают надежду на то, что следующие три (четыре? пять?) диаметров будут удачнее.

Ссылки на источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Московские_Центральные_Диаметры

https://stroi.mos.ru/articles/zapushchieny-mtsd-1-i-mtsd-2-rabota-nad-oshibkami

http://mcd.riamo.ru/

http://mcd.mosmetro.ru/