Конфликт - это столкновение мнений людей по поводу реализации их потребностей. Объектом межличностного конфликта выступает конкретная потребность, материальная или духовная, а основной причиной - способ удовлетворения этой потребности. Проблема как правило в противоречиях, противоположные интересы субъектов конфликта.
Прежде чем перейти к способам разрешения конфликтов, необходимо рассмотреть как развивается конфликт:
1) Латентный период (предконфликтный)
2) Открытый период (конфликт): Инцидент, первое столкновение мнений, рост конфликта, завершение.
3) Последствие, осадок
У любого конфликта есть положительная функция: противоречия могут быть устранены, может помочь лучше понять стороны участников конфликта, найти решение подходящее всем его участникам.
Способы поведения в конфликтной ситуации:
1. Избегание – нежелание идти на конфликт, уход в сторону, откладывание проблемы. Данная стратегия может быть выгодна в случае, когда конфликт решится сам собой или когда нужно время для поиска дополнительной информации, для убеждения. В других случаях, способ считается менее эффективным для урегулирования конфликта, так как проблема не решена.
2. Приспособление – пренебрежение своими интересами ради удовлетворения интересов другого лица. Так же не эффективная стратегия.
3. Конкуренция, соперничество – отстаивание своих собственных интересов или "прав" за счет других, стремление к "победе". Данная стратегия выгодна если ты сильнее, тебе нужнее, за тобой правда, не интересуют последствия.
4. Компромисс – поиск взаимоприемлемого решения, частично удовлетворяющего обе стороны. Выгодно, когда силы и статус равны, когда есть в чем уступить и попросить что-то нужное взамен.
5. Сотрудничество – выработка решения, полностью удовлетворяющего обе стороны. Глубокое проникновение в суть вопроса и поиск альтернативного решения, открытое общение и эффективное взаимодействие. Самая выгодная стратегия, но самая сложная. Условия: конфликт на ранней стадии, силы равны, есть общее дело выгодное для всех, есть общий враг.
Так же нужно использовать разные подходы к разрешению конфликтной ситуации:
1) Рациональный – с помощью разума и логики, аргументов. Иногда может понадобиться посредник кто сможет посмотреть на ситуацию под другим углом.
2) Эмоциональный – можно использовать эмпатию, рефлексию, чувство юмора и так далее.
3) Поведенческий - навыки активного слушателя, умение воздействовать на людей и убеждать.
При возникновении конфликта главная задача его грамотно завершить. Используя данные стратегии, вы можете его завершить еще на первой стадии, предконфликтной, и избежать негативных ощущений, осадка.