Тьма
1 Позвольте мне рассказать вам больше о мудрости, которая значительно превосходит все знания, благодаря которым святые и мудрецы достигли совершенства.
2 Те, кто полагаются на эту мудрость, едины со мной. Для них нет ни перерождения, ни страха смерти.
3 Моя утроба - это пракрити (причина, материя); в неё я помещаю семя. Таким образом, все созданные вещи зарождаются.
4 Все, кто родился, Белый, происходит из чрева пракрити, а я отец, дающий семя.
5 Именно три гуны, рожденные от пракрити - саттва, раджас и тамас - связывают бессмертное самосознание с телом.
6 Саттва - чистая, сияющая и свободная от печали - связывает нас с привязанностью к счастью и мудрости.
7 Раджас - это страсть, возникающая из эгоистичного желания и привязанности и связывает самосознание с навязчивыми действиями.
8 Тамас, рожденный от невежества, вводит в заблуждение всех существ через безрассудство, лень, вялость и сон.
9 Саттва связывает нас с счастьем; Раджас связывает нас с действием. Тамас, искажая наше понимание, связывает нас с заблуждением.
10 Саттва преобладает, когда раджас и тамас трансформируются. Раджас преобладает, когда саттва слабеет и тамас усиливается. Тамас преобладает, когда раджас и саттва бездействуют.
11 Когда преобладает саттва, свет мудрости сияет через все врата тела.
12 Когда преобладает раджас, человек несется сквозь корыстные и жадные цели, движимый беспокойством и желанием.
13 Когда тамас доминирует, человек живет во тьме - ленивый, растерянный и легко теряет голову от любви до безумия.
14 Те, кто умирает в состоянии саттвы, достигают чистых миров мудрых.
15 Те, кто умирает в раджасе, возрождаются среди людей, ведомых работой. Но те, кто умирает в тамасе, зачаты в чреве невежества.
16 Плоды добрых дел чисты и саттвичны. Плод раджаса - это страдание. Плод тамаса - невежество и бесчувствие.
17 Из саттвы происходит понимание; от раджаса жадность. Но последствием тамаса является растерянность, безрассудная страсть и невежество.
18 Те, кто живут в саттве, идут вверх; те, кто в раджасе, остаются там, где они есть. Но погруженные в тамас опускаются вниз.
19 Мудрый ясно видит, что все действия - это работа гун. Понимая, что находится над гунами, они входят в слияние со мной.
20 Выходя за пределы трех гун, формирующих тело, они оставляют после себя цикл рождения и смерти, истощения и скорби и достигают бессмертия.
Белый
21 Каковы характеристики тех, кто вышел за пределы гун? Как они действуют? Как они вышли за пределы капкана гун?
Тьма
22 Они не преклонны перед гармонией саттвы, активности раджаса или заблуждения тамаса. Они не чувствуют отвращения, когда эти силы активны, и они не жаждут их, когда эти силы ослабевают.
23 Они остаются беспристрастными, не затронутыми действиями гун. Зная, как действуют гуны, они пребывают в себе и не колеблются.
24 Укоренившись внутри себя, они одинаковы в удовольствии и страдании, похвале и порицании, любезности и недоброжелательности. Глина, камень и золото для них одинаковы.
25 Подобно чести и бесчестию, подобно другу и врагу, они отказались от всякого эгоистичного пристрастия. Таковы те, кто вышел за пределы влияния гун.
26 Служа мне с твердой любовью, мужчина или женщина выходят за пределы влияния гун. Такой человек подходит для слияния с Брахманом.
27 Ибо я подпорка Брахмана, вечного, неизменного, бессмертного, бесконечной дхармы, источника всякой радости.
Бхагавад Гита. Глава 15. Высшее Самосознание.