Темперамент классически определяется как те аспекты личности, которые выражают основные эмоции: страх, гнев и отвращение, и являются устойчивыми в развитии и наследственными.
Однако это классическое определение неадекватно, потому что у людей есть три основные системы обучения и памяти с отличительными генетическими и биологическими основами, которые развивались последовательно по длинной филогенетической линии, ведущей от первобытных животных к современным людям.
Процессуальное изучение привычек присутствует у всех животных благодаря высоко консервативным молекулярным механизмам ассоциативной обусловленности, включая классическую и оперантную обусловленность.
Напротив, свидетельства преднамеренных когнитивных процессов, таких как целенаправленный поиск целей, социальное примирение и абстрактная символизация фактов, присутствуют в линии приматов людей, но не в рептилиях.
Доказательства для автономного или автобиографического обучения присутствуют только с появлением искусства и науки в современных Homo Sapiens.
Ранние исследования по оценке темперамента были сфокусированы на стабильных с точки зрения развития особенностях активности и аффекта, но некоторые недавние работы расширили оценки темперамента, включив в них аспекты внимания и процессы саморегуляции, возникшие позднее в эволюции и развивающиеся в ответ как на индивидуальный опыт, так и на социальные нормы.
В отличие от этого, ученый использовал эволюционную перспективу обучения при разработке инвентаризации темперамента и характера (ИТХ), определяя темперамент как аспект личности, основанный на ассоциативной обусловленности.
ИТХ измеряет четыре измерения темперамента, которые были эмпирически подтверждены функциональной визуализацией мозга для количественной оценки индивидуальных различий в ассоциативной обусловленности и связанных с ними схемах человеческого мозга:
- предотвращение вреда (т.е . страх, пессимизм или риск, оптимизм),
- поиск новизны (т.е. импульсивный, возбудимый против преднамеренного, сдержанный),
- зависимость от вознаграждения (т.е. дружелюбная, сентиментальная против обособленного, объективная)
- и настойчивость (т.е. решительная, амбициозная) против легко обескуражен, не достигнув цели).
- Предотвращение вреда является показателем отрицательной валентности, который измеряет обучение пассивному избеганию и повышенную чувствительность к пугающим стимулам, опосредованным активацией миндалины, субгенуальной поясной извилины коры и сети островковых выступов.
2. Поиск новизны является показателем положительной валентности, который измеряет подход к новым стимулам, даже если они не предсказывают вознаграждение, тогда как зависимость от вознаграждения является прогностическим фактором социальной принадлежности и подхода к вознаграждениям, основанного на другой схеме активации дофаминергических нейронов в прилежащем ядре и черной субстанции и окситоцинергических нейронов в гипоталамусе.
3. Стойкость количественно определяет различия в показателях вымирания периодически вознаграждаемого поведения в ответ на фрустративную не награду за счет активации цепи, соединяющей прилежащее ядро, переднюю поясную извилину и вентролатеральную лобную кору.
Исследования экспрессии генов в ответ на ассоциативное кондиционирование у экспериментальных животных последовательно документировали активацию специфических молекулярных путей, которые запускают синаптическую пластичность, которая является фундаментальной основой для долговременной памяти.
Гены в молекулярных путях, связанных с темпераментом, не пропадают, а распределены по разным сетям взаимодействующих генов и сред, влияющих на разных людей.
Эти выводы о конкретных молекулярных путях человеческого темперамента имеют важные последствия.
Во-первых, они подтверждают гипотезу о том, что человеческий темперамент основан на очень консервативных механизмах обучения навыкам. Это поддерживает точное определение темперамента в терминах ассоциативного обусловливания.
Во-вторых, независимая экспериментальная поддержка специфических молекулярных путей для ассоциативного обусловливания обеспечивает обоснованность метода, строго управляемого данными, который использовали для анализа и интерпретации данных об ассоциации всего генома.
Исследователи смогли описать и воспроизвести сложную генотипически-фенотипическую архитектуру риска темперамента в трех независимых выборках людей. Эти объективные результаты, основанные на данных, подтверждают гипотезу о том, что темперамент основан на ассоциативном кондиционировании и связанных с ним процессах, особенно стрессовой реактивности в ответ на внеклеточные раздражители. И обнаружили, что разные молекулярные и когнитивные процессы связаны с характером, но состояние здоровья зависит от генотипически-фенотипических отношений, которые влияют как на темперамент, так и на характер.