Найти в Дзене
MOSгид

Одна из самых старых и малолюдных - что это за станция метро и чем она интересна?

Станция метро Арбатская Филёвской линии - это одна из моих любимых станций, которую я хорошо знаю ещё с детства. Именно здесь можно хорошо прочувствовать дух "старого" метрополитена, с его своеобразными запахами, видом глазурованной настенной плитки, необычным красивым вестибюлем и даже легендарной столовой.

Станция Арбатская Филёвской линии. Фото Артюхова Д.
Станция Арбатская Филёвской линии. Фото Артюхова Д.

Чем же необычна эта станция и что отличает её от других станций московского метро?

Во-первых, это одна из самых малолюдных станций. Пассажиропоток, согласно статистике, составляет здесь всего-то около 12 тысяч человек в сутки. Утром, когда я спускался сюда, чтобы поехать на работу, здесь всегда было мало народу. А вот в поезде на Киевскую людей уже было очень много.

Получается парадокс. Являясь одной из самой старых станций в метро (открыта в мае 1935 году в составе Первой очереди), она сейчас находится в полной тени своего более молодого, но гораздо более крупного собрата - Арбатской (АПЛ) глубокого заложения (пассажиропоток около 50 тысяч человек в сутки на вход/выход без учёта пересадок).

Станционный зал станции Арбатская. Ноябрь 2019 года. Фото Артюхова Д.
Станционный зал станции Арбатская. Ноябрь 2019 года. Фото Артюхова Д.

Во-вторых, здесь сохранилось множество оригинальных артефактов, начиная от бежево-жёлтой глазурованной плитки на стенах, заканчивая неплохо сохранившимися массивными деревянными дверями и рамами окон служебных помещений.

К сожалению, почти все двери на станции требуют реставрации, а несколько даже заменены на более новые и безликие металлические двери. На тех, что остались, варварски клеят таблички и наклейки с обозначением помещений. Хотя можно было бы использовать аутентичные таблички.

В-третьих, это станция имеет множество легенд, которые связывают с недействующим вторым выходом. По правде говоря, выход со станции был всегда один (в отличие от Смоленской Филёвской линии). Всегда были планы по открытию второго выхода, но им пока не суждено осуществиться.

В начале 2000-х , после сноса старого дома и во время строительства нового бизнес-центра напротив ресторана Прага, были идеи создать второй выход рядом с БЦ, но что-то опять пошло не так. Выход так и не появился.

В-четвёртых, станция имеет красивый наземный вестибюль, который выполнен по проекту архитектора в виде пятиконечной звезды. Архитектором его является Л. Теплицкий.
Не так давно там были отреставрированы деревянные двери (на фото выше их видно).

Арбатская в 1980-е годы. Фото с сайта Pastva.ru
Арбатская в 1980-е годы. Фото с сайта Pastva.ru

Существует 2 версии, почему был построен именно такой павильон:
- из-за близости Наркомата Обороны (тогда располагался в Колымажном переулке)
- из-за того, что Арбатская площадь должна была иметь форму пятиконечной звезды (по проекту архитектора Л. Руднева)

Общий вид на станционный зал с лестницы, ведущей в наземный вестибюль. Фото Артюхова Д.
Общий вид на станционный зал с лестницы, ведущей в наземный вестибюль. Фото Артюхова Д.

По данной теме можно также прочитать мои статьи:
Вестибюль станции Арбатская - разбираем, что правда, а что ложь!
Буфеты в метро - трио под брендом "М-кафе"

Подписывайтесь на канал, если Вам интересно.
Также, мои статьи можно прочитать на моей странице в ВК: vk.com/previstaok