Часть 1: https://zen.yandex.ru/media/id/5db0638578125e00ad554c08/moskvich-rabochii-kon-ili-hromaia-loshad-chast-1-5dd7db49a0b1b111ab33e82c
Часть 2: https://zen.yandex.ru/media/id/5db0638578125e00ad554c08/moskvich-rabochii-kon-ili-hromaia-loshad-chast-2-5ddceface5f20d1efbfefdea
Часть 3: https://zen.yandex.ru/media/id/5db0638578125e00ad554c08/moskvich-rabochii-kon-ili-hromaia-loshad-chast-3-5ddfcf240be00a00b191d7cd
Часть 4: https://zen.yandex.ru/media/id/5db0638578125e00ad554c08/moskvich-rabochii-kon-ili-hromaia-loshad-chast-4-5de012469f0e897a27f74194
Заключительная часть, в которой разберем режимы работы двигателя и вообще, что получилось в итоге.
Режим 1. Температура двигателя менее 70 градусов (холодный мотор)
Сразу после пуска и малый, и большой круги закрыты. Тосол вообще стоит на месте! Т.к. штатный термостат закрыт, в верхний патрубок тосол не поступает и до основного термостата не доходит. Циркуляция тосола идет только через печку. Штатный термостат этому не препятствует. Это позволяет прогреваться мотору на холостом ходу за 10-15 минут до рабочей температуры при -20 за бортом. А теплый воздух с печки начинает поступать уже через 5 минут после пуска.
Режим 2. Температура двигателя больше 70 и меньше 80 градусов (теплый мотор)
При температуре 70 гр. штатный термостат открывается. Тосол начинает поступать в верхний патрубок и далее через тройник в основной термостат. Но основной термостат по прежнему закрыт, т.к. открываться он начнет только при 80 гр. Таким образом происходит циркуляция по малому кругу.
Режим 3. Температура двигателя 80 градусов (рабочая температура)
При температуре 80 гр. открывается основной термостат. Тосол начинает проходить через радиатор. Открывается большой круг.
Дополнительно на радиатор желательно установить электровентилятор, а штатный снять. Вентилятор от "шестерки" установить можно, но только наоборот (перед радиатором). Это не совсем хорошо, но терпимо. Лучше подыскать более компактный. Датчик включения вентилятора я ставил в высверленное отверстие в радиаторе на герметик армированный сантехнической паклей. Систему желательно сделать полностью герметичной. Для этого расширительный бачок наполовину заполняем тосолом. Пробку радиатора необходимо проверить на герметичность и подвижность перепускного клапана. В случае неисправности пробку заменить. В полностью герметичной системе охлаждения должно быть избыточное давление. По мере прогрева тосол расширяется и его избыток будет выдавливаться в расширительный бачок. При остывании происходит обратный процесс: тосол сжимается и из расширительного бачка происходит подсос недостающего тосола. Таким образом в системе не будет образовываться воздушных пробок. Проверяется герметичность следующим образом: утром на холодном моторе нужно открыть крышку радиатора. Уровень тосола должен быть под крышку. Если тосол не виден (ушел внутрь радиатора) то система не герметична.
После всех, перечисленных в предыдущих частях, доработок Москвич пускается в -28 гарантированно, греется до рабочей температуры за 10-15 мин., на трассе в салоне +25 при забортной температуре -25. Двигатель не нужно укутывать, закрывать радиатор или производить еще какие либо телодвижения. Все будет работать без лишних ухищрений при любых разумных температурах и при любых режимах работы двигателя, печки и чего то еще.
Ну и наконец ответ на название статьи: так что же все таки Москвич - рабочий конь или хромая лошадь?
Москвич отработал в сложных условиях 8 лет. Да, периодически он требовал небольшого ремонта, но в целом работу свою выполнял. Самое слабое место - это всевозможные резинки, сайлентблоки, втулки, манжеты, пыльники и т.д. Купить качественные резинки нереально, от слова совсем. Поэтому, если не решить эту проблему, то Москвич, не смотря на все переделки, как был, так и останется хромой лошадью. Ну а если с резинками все в порядке, то перечисленные доработки однозначно помогут стать Космичу рабочим конем.