Использование машины зимой - это всегда повышенная нагрузка на узлы и агрегаты, и одним из наиболее нагруженных компонентов является двигатель. С наступлением холодной погоды среди автомобилистов разгораются споры о том, нужно ли прогревать двигатель. Мы спросили мнение наших пользователей, а потом узнали, что по этому поводу думают эксперты.
Более половины респондентов прогревают двигатель автомобиля, но ненадолго - не более пяти минут. И почти половина из них делает это всего за пару минут, после чего они начинают двигаться.
Каждый пятый водитель нагревает двигатель дольше - от 5 до 10 минут, и только каждый десятый не начинает движение, пока блок питания не нагреется до рабочей температуры. Но так ли это?
Эксперты: прогревайте, но есть нюансы
Чтобы выяснить, нужно ли прогревать двигатель зимой, и если да, как это сделать правильно, мы поговорили с экспертом Михаилом Ходосом, директором технического центра по ремонту двигателей Honservice. Но чтобы окончательно ответить на этот вопрос, давайте кратко разберемся с основными терминами.
Зачем греть что-нибудь?
Под рабочей температурой подразумевается температурный режим, при котором двигатель автомобиля обычно работает в номинальных режимах, то есть эффективно в течение некоторого времени. Для современных «дизелей» оптимальная температура составляет 85–90 градусов по Цельсию, для бензиновых агрегатов - 90–100 (хотя в некоторых двигателях эта цифра может достигать 110 градусов). Когда температура ниже этой точки, коэффициент полезного действия (КПД) уменьшается, а износ деталей увеличивается, поскольку большинство технических жидкостей не работают оптимально.
Речь идет, прежде всего, о моторном масле - потому что его характеристики подбираются таким образом, чтобы эффективно выполнять его функции при рабочей температуре двигателя. После холодного запуска требуется некоторое время, чтобы масло достигло оптимальных характеристик, перетекло во все полости и отверстия и начало делать то, для чего оно заливается в двигатель - все смазывающие детали должны быть смазаны.
Но низкая температура также влияет на гидравлические характеристики моторного масла - его способность удерживать масляную пленку на деталях при минусовых температурах. Но это именно то, что требуется, когда двигатель начинает холодный после длительной остановки. И чем ниже качество масла, тем быстрее «ломается» замерзшая пленка на поверхностях трения, что приводит к так называемому сухому пуску, при котором износ деталей увеличивается. Неправильно выбранная вязкость моторного масла также отрицательно влияет на ресурс: чем он гуще, тем труднее будет запустить двигатель.
При низких температурах двигателя обогреватель салона также не работает должным образом, поскольку в большинстве автомобилей воздух в салоне нагревается с помощью охлаждающей жидкости (охлаждающей жидкости). И его температура на двигателе, работающем без нагрузки, поднимается слишком медленно. По той же причине эффективная работа систем, отвечающих за «экологичность» выхлопных газов, невозможна: пока двигатель и охлаждающая жидкость не прогреются, система рециркуляции выхлопных газов (EGR помогает снизить вредные выбросы) и катализатор будут работать неэффективно.
Наконец, сразу после холодного запуска современные двигатели самостоятельно устанавливают скорости «прогрева», которые могут достигать 1500–2000 в минуту. В это время обогащенная топливная смесь (т.е. с увеличенным количеством бензина) поступает в цилиндры, что увеличивает расход топлива. Но это не страшно, а тот факт, что длительная езда на обогащенной топливной смеси приводит к коксованию деталей, соприкасающихся с ней (свечи, поршни, поршневые кольца, клапаны, цилиндры и т. Д.). А обогащенная смесь портит катализатор, поскольку способствует образованию сажи на расческах и их последующему разрушению. Поэтому эксперты не советуют начинать по крайней мере подождать, пока частота вращения двигателя не снизится с прогрева до холостого хода. После этого вы можете плавно начать движение, не поднимая скорости выше двух тысяч для бензиновых двигателей и выше