И все-таки было много хорошего в этом автомобиле. Я увидел его впервые, еще будучи школьником. В начале 90-х в глухих городках не было обилия иномарок. Поэтому, наверное, на фоне «Жигулей» и редких «зубил» он мне показался очень красивым. Да и сейчас, честно говоря, он мне симпатичен.
Потом он исчез из горизонта внимания. Учеба, переезд в другой город, у знакомых, в основном, «Жигули». И первой машиной стала «одиннадцатая» 1978 года - вполне стоящее учебное пособие для начинающих.
Масса романтических приключений связана с этой машиной. И ремонта было тоже достаточно.
Настал момент, когда чаша эмоций переполнилась, и я начал искать другой автомобиль. И так случилось, что им стал именно «сорок первый».
Десятилетняя машина гаражного хранения – абсолютно без ржавчины, с очень аккуратным салоном.
Для нас «сорок первый» стал действительно семейным автомобилем – огромное внутреннее пространство позволяло вполне комфортно разместиться даже в зимней одежде. Благодаря кузову «хэтчбэк» в салоне перевозились двери, шкафы, даже стальная ванна длиной 170 см – правда, при вплотную сдвинутых вперед передних креслах.
В багажнике свободно помещались (в сложенном виде) одновременно две большие детские коляски.
Вполне устойчивый и предсказуемый в поворотах, прекрасно показывал себя на зимней дороге.
Машина нам досталась с 1,5-литровым уфимским мотором – для массы «сорок первого» его откровенно не хватало. Но ему было совершенно все равно, на какой заправке был залит бензин. Просто заводился и ехал. Была возможность сравнить с аналогичным автомобилем с мотором 1,7 л – вот где тяги было вполне достаточно. Даже по сравнению с резвой служебной «девяткой».
На этой машине при поездке по трассе М4 средний расход топлива составлял 6,5 литров 92-го бензина на 100 км.
Рулевое управление сравнимо с классическим «жигулевским» - без особой остроты, четкости. Но при спокойной езде, а с таким мотором по-другому не получалось, особого внимания на себя оно не обращало. Как и пятиступенчатая коробка, достаточно четкая и короткоходная.
Что действительно раздражало – так это дребезжащая и живущая своей жизнью передняя панель. Разбирать ее полностью и уплотнять не было желания, поэтому ездили так.
В то время еще не сильно на слуху были тесты на безопасность, но при езде на «сорок первом» присутствовало ощущение защищенности. Возможно, этому способствовали вид длиннющего капота и ширина автомобиля.
Вообще, по сравнению с «девяткой» Москвич воспринимался по-грузовому более основательным.
Насколько я знаю, «сорок первый» и ВАЗ-2110 заработали по две звезды на EuroNCAP.
Особого внимания автомобиль к себе не требовал. Ремонты случались, конечно, но не такого регулярного характера как на «одиннадцатой» в силу ее возраста. поэтому какого-то негатива, связанного с надежностью, абсолютно нет. Тем более, что ремонты эти обходились в копейки.
Причем, если говорить о надежности, то перед дальними поездками Москвич осматривался, что-то устранялось. И ни разу в пути за три года непрерывной эксплуатации он нас не подвел.
Вспоминаем эту машину как друга – надежного и честного.