Причин для того, чтобы злиться на мужчин – превеликое множество. Другое дело, что большинство из них кажутся не такими уж значительными. Что же прячется за нашей агрессией к мужчине и почему мы не принимаем его поведение?
Кто виноват?
Двойственные чувства
Нам кажется, если мы любим, то мы не имеем права злиться на партнера. Ну, как же, девочкам с детства внушают, что важно быть милыми и добрыми, и тогда за ними обязательно приедет принц на белом Мазерати и увезет в жизнь мечты. А если девочка плохо себя ведет, злится и вообще всячески проявляет свою витальность, – то Дед Мороз не подарит куклу на Новый год, учительница заругает, а мама с папой будут стеснятся ее при родственниках и знакомых. И мы вырастаем в святой уверенности, что злость разрушает отношения. Так вот, открою вам великую тайну, не злость разрушает отношения, а непроявленная злость. Поэтому любить и злиться на партнера одновременно – хорошо и правильно, это и называется двойственные чувства. Есть эмоции, а есть чувства. Раздражение и злость – ситуативны, они маркер, показывающий, что ваши личностные границы нарушены, а любовь – продолжительна во времени.
Проекция
Механизм психологической защиты – проекцию, в свое время описал еще Зигмунд Фрейд. То, что мы в себе не принимаем, мы приписываем партнеру. Моя клиентка Анна, 36 лет – невероятная чистюля. Дома у нее не соринки, рабочему месту в офисе может позавидовать операционная, салон машины – как будто бы только что после химчистки. Единственная угроза домашнему раю – Анин мужчина, который то тарелку после себя не вымоет, то грязные носки разбросает, то ужас-ужас, в обуви пройдет по ковровому покрытию. Когда мы с Анной разбирали подобные ситуации, она вспомнила, что ее мама совершенно не принимала в ней маленькую неряху, ту девочку, которая так заигрывалась, что уже не было сил убрать за собой игрушки или увлекшись, разрисовывала не только весь альбом, но и обои. Та детская часть оказалась настолько подавленной, что любые ее проявления в партнере вызывали у Ани дикую злость. То, что у Анны скрывалось и болело внутри, она приписывала внешнему воздействию со стороны своего партнера.
Зеркальность процессов, протекающих в паре
Другая моя клиентка, 42-летняя Марина, обратилась за помощью по поводу затяжной депрессии. Причина - сильно заскучала в браке спустя девятнадцать лет отношений. Вроде бы все прекрасно, дети подросли, куплена квартира и построен дом, на работе ее ценят и вот-вот сделают начальником департамента, но есть одно «но». Скука в отношениях с некогда любимым мужем.
- Нам не о чем говорить, мы настолько знаем друг друга, что можем продолжать фразы, которые начал партнер, а совместное времяпрепровождение вызывает только скуку, - поясняет она.
Во время совместной встречи с Мариной и ее мужем, она с удивлением обнаружила, что те же самые чувства испытывает и ее супруг. А за депрессией и скукой лежит такая банальная подавленная агрессия. Ведь Маринина мама запрещала Марине проявлять свою злость, а мама супруга была властной женщиной и всячески подавляла агрессию сына. Пара подбирается как ключик к замочку, поэтому двое с запретом на выражение агрессии в близких отношениях выбрали друг друга.
Что делать со всем этим "добром"? - ответ в следующей статье.