Найти в Дзене
OVER 9000

"Мечтал о такой машине с детства!" : легенда СССР с оленем на капоте

Оглавление

Безусловно, одной из легенд советской автомобильной промышленности является "Волга" ГАЗ-21. Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал эту прекрасную машину. При этом, многие ошибочно считают, что дизайн "21-й" был скопирован с одной из американских моделей. Однако, это не так, и с самыми яркими вехами истории этого автомобиля и предлагаю сегодня ознакомиться. Как же все было на самом деле?

Чёрная "Волга" - вечный эталон солидности и символ достатка в СССР (фото: pinterest)
Чёрная "Волга" - вечный эталон солидности и символ достатка в СССР (фото: pinterest)

Как всё начиналось

К началу 50-х годов популярнейшая в СССР модель ГАЗ М-20 "Победа" постепенно стала устаревать. Кузов довоенного образца казался громоздким и неповоротливым, обзорность оставляла желать лучшего, динамика была недостаточной. Конструкторы Горьковского автозавода начали разработку новой, более современной модели. Причём, это была не модернизация, а работа с чистого листа. И при создании кузова они, в первую очередь, ориентировались на тенденции мирового автопрома тех лет - в частности, на популярный тогда "аэростиль". Безусловным лидером были США, поэтому, неудивительно, что новая модель горьковчан была похожа одновременно на несколько американских моделей.

Сходство с американскими автомобилями действительно очень сильное. Но прямых копирований - минимум. (фото: avto-nomer)
Сходство с американскими автомобилями действительно очень сильное. Но прямых копирований - минимум. (фото: avto-nomer)

Первая серия — "Звезда"

В 1957 — 1958 годах выпускалась так называемая "первая серия" Волг — ГАЗ-21В. Отличительная особенность — звезда на решетке радиатора. Среди конструктивных особенностей — централизованная система смазки шарнирных соединений (приводилась в действие путем нажатия на педаль в салоне). В связи с этим машина часто оставляла масляные "следы" на асфальте. Также, часть машин серии "В" комплектовалась "Победовским" нижнеклапанным двигателем, а также автоматической коробкой передач! Но автоматика была сыровата и работала плохо, и со временем АКПП были заменены на механическую трёхступенчатую механику.

ГАЗ-21В (фото: autowp)
ГАЗ-21В (фото: autowp)

Вторая серия — "Акула"

Волга второй серии сменила звезду на вертикальную крупноячеистую решетку, которую в народе прозвали "акулья пасть". Машина также получила некоторые косметические изменения, централизованную систему смазки убрали (она тоже была весьма ненадёжной), изменилась панель приборов. Вторая серия выпускалась в период с 1959 по 1962 годы, заводской индекс — ГАЗ-21И.

ГАЗ-21И (фото: typrishol.ru)
ГАЗ-21И (фото: typrishol.ru)

Третья серия — "Китовый ус"

Больше всего изменений получила третья серия, заводской индекс ГАЗ-21У, а с 1965 года — ГАЗ-21УС. Внешне модификацию можно узнать по измененной решетке радиатора — она стала более мелкоячеистой, в народе ее прозвали "китовый ус". Также исчезли массивные бамперы, а указатели поворотов стали более эстетичными. Но главное отличие — с капота исчез знаменитый олень. По мнению конструкторов, он мог серьезно травмировать прохожего при наезде. Несмотря на это, большинство водителей устанавливали полюбившуюся эмблему самостоятельно, так как сложно было представить стремительный силуэт 21-й Волги без знаменитого маскота. Также, обновленная версия получила большое количество хромированных накладок. Но даже эти украшательства не могли спасти машину от стремительного конструктивного устаревания. В мировом автомобилестроении наступала новая эпоха.

ГАЗ-21У (фото: fishki)
ГАЗ-21У (фото: fishki)

Разные роли одной "Волги"

Самая популярная в народе модификация ГАЗ-21, как ни странно — такси. Кто не помнит знаменитое "Такси на Дубровку"? Автомобиль имел уникальный окрас: крышу красили красным цветом, поэтому в народе эту Волгу тут же окрестили "Красная Шапочка". Ещё на базе 21-й Волги 3-й серии был создан универсал с индексом ГАЗ-22. Эти трудяги чаще всего служили в "Скорой помощи". А для спецслужб была создана модификация ГАЗ-23 с 8-цилиндровым двигателем под капотом. Такая машина с легкостью разгонялась до 160 км/ч! Для советских автомобилей тех лет это было феноменально быстро.

Та самая "Красная шапочка" (фото: Drive2)
Та самая "Красная шапочка" (фото: Drive2)

С 1956 по 1970 годы ГАЗ выпустил почти 640 тысяч автомобилей марки ГАЗ-21 всех модификаций. К счастью, до наших дней сохранилось немало машин этой модели, которые и сегодня радуют глаз ценителей олдтаймеров советской эпохи.

Авто
5,66 млн интересуются