Первые самолёты появились в самом начале XX века, в 1903 году. Их создатели братья Райт делали аппараты, которые выполняли самые простые процессы и полетные задачи. Позже появились самолёты военные и гражданские. Но и в том, и в другом направлении нередко соревновались в размерах машины. Когда-то побеждали грузовые самолёты и бомбардировщики. На заре самолетостроения самым крупным становился даже гидроплан.
Есть несколько трактовок "самого большого" самолета:
- длина и размах крыла,
- длина самолета,
- габариты для конкретного вида.
Но предлагаю рассмотреть два проекта, руководствуясь исключительно размерами.
Самый большой самолет (размах крыла)
В этой категории самым большим самолетом становится Stratolaunch Model 351. Размах крыла "гиганта" составил 117 метров. Разработчиком и производителем является американская компания Scaled Composites, специализирующаяся на развитии экспериментальной авиации. Первый полет Stratolaunch Model 351 осуществил 13 апреля 2019 года. Хотя начало эксплуатации планируется на 2020 год, но все же я решил заранее его внести в рейтинг по данному параметру.
Как и многие масштабные модели, самолет был изготовлен под специальные задачи. Это самолет-носитель. В дальнейшем он будет выполнять задачи американской аэрокосмической программы. До этого схожие функции должен был выполнять аналогичный по конструкции проект Conroy Virtus, но его так и не реализовали, свернув ещё в далеком 1974 годом из-за высокой стоимости (35 млн $).
Видео с первым полетом Stratolaunch Model 351
В данный момент самолет проходит всевозможные летные тесты и доработку.
Самый большой самолет (длина, грузоподъемность)
Долгое время по многим параметрам крупнейшим считался советский самолет АН-225 "Мрия". Фактически он таким и остается, так как на момент написания материала, хоть и существует в единственном экземпляре, но все же полноценно введен в эксплуатацию. Размеры самолета уникальны: длина — 84 метра, высота — 18 метров. Можно сопоставить, например, со всем знакомой 5-этажной "хрущевкой".
АН-225 имел достаточно тяжелую судьбу. Как и Model 351, АН-225 был задействован в космической программе СССР. Первый полет он осуществил ещё в 1988 году, а в 1989 году уже летал с космическим кораблем "Буран" (который весил 105 тонн) на авиасалоне в Ле-Бурже. Да-да, самолет был рассчитан на транспортировку как частей, так советского шаттла "Буран" целиком.
В какой-то момент после распада СССР судьба проекта висела на волоске, а самолет частично был разобран на запчасти для меньшего брата - "Руслана". Однако спустя несколько лет самолет восстановили под важные задачи, связанные с перевозкой грузов. За время эксплуатации "Мрия" установила абсолютный мировой рекорд, перевезя груз общей массой 253,8 тонн!
Мало кто знает, но у АН-225 был "брат". Второй самолет к 1991 году был закончен на 70%. Сотрудники компании долгое время пытались найти заказчика, который смог бы вложить необходимые для достройки самолета деньги, но этого так и не произошло.
Видео с АН-225 "Мрия"
Сейчас единственный АН-225 принадлежит украинским "Авиалиниям Антонова" и выполняет коммерческие грузоперевозки.
Понравился материал? Ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных статей с фактами и статистикой!