Найти в Дзене
Молодость в сапогах

"Рус фанер" и замечательные американские самолеты. Сказки о ленд-лизе для самых маленьких.

Некоторое время назад на нашем канале вышла серия публикаций, посвященная поставкам союзников в рамках ленд-лиза и других межгосударственных соглашений.

Чтение комментариев к этим статьям наводит на мысль, что весьма солидный процент населения всерьез полагает, будто СССР воевал исключительно благодаря помощи союзников, а собственная авиационная промышленность нашей страны выпускала лишь жалкие фанерные поделки, рядом не стоявшие с прекрасными изделиями американских и британских фирм.

Тут я искренне верующих в величие западной инженерной мысли огорчу сходу. Один из самых знаменитых английских боевых самолетов "Москито", выпущенный не менее знаменитой ныне фирмой "Де Хевиленд", тоже имел деревянную конструкцию с фанерной обшивкой. И не он один. Делалось это как раз в расчете на перспективный дефицит алюминия после начала боевых действий, ну и для снижения веса (относительно других "бюджетных" конструкций со стальным каркасом). Да автор в курсе, что "Москито" делали не из березы. Но сам факт наличия техзаданий на бомбардировщики, конструкция которых ориентирована на использование недефицитных материалов, о многом говорит.

Отечественный истребитель Як-9, также как и танк Т-34 создавался в расчете на массовое производство в военное время из доступных материалов. Это было оправданное и грамотное решение, позволившее оснастить истребительные полки отличными машинами и в большом количестве.

Сравнивать между собой характеристики отечественных и зарубежных самолетов я не буду, лишь приведу ниже краткий обзор наиболее известных советских истребителей. Повторяю: речь пойдет ТОЛЬКО об истребительной авиации ВВС Красной Армии. В статье не обсуждается ленд-лиз в целом, автор не отрицает поставок паровозов, автомобилей и стратегических материалов, а также знает на чем воевал Покрышкин, Речкалов и их полки. Слово "БОЛЬШИНСТВО" и слово "ВСЕ" имеют разные значения.

А чтобы было ясно, какую роль играли в войне самолеты, поставленные союзниками, в конце статьи есть несколько отчетов истребительных авиадивизий (доступны по ссылкам), где каждый читатель может самостоятельно посмотреть, на чем воевали наши летчики-истребители.

Уважаемые критики и комментаторы, не стоит в очередной раз вспоминать трижды героя Советского Союза Покрышкина. Не он один воевал в той войне. В большинстве истребительных авиаполков со второй половины 1943 года была только матчасть советского производства, иностранные же машины направлялись преимущественно в полки ПВО. И тому были веские причины.

Такое утверждение верно и для фронтовой авиации в целом. Очень удачные В-25 в качестве фронтового бомбардировщика себя не оправдали, зато в немногочисленной советской АДД пришлись очень кстати. Значение поставок из США для формирования частей морской авиации еще выше. Транспортная авиация также в значительной мере зависела от ленд-лиза. Но все-таки истребительные полки и дивизии, выполнявшие основную боевую работу по уничтожению вражеской авиации на фронте, оснащались КАК ПРАВИЛО нашими самолетами.

ВНИЗУ: Як-3 - один из лучших истребителей того времени, созданный именно для маневренного боя. В личной беседе с Яковлевым Покрышкин эту машину раскритиковал, но таки лучшие истребительные полки Красной Армии этот самолет очень уважали. Общий выпуск машин этого типа 4848 штук.

Як-3.
Як-3.

ВНИЗУ: Як-3 из 402-го ИАП особого назначения. Это подразделение сформировано в июне 1941 года из летчиков НИИ ВВС (сначала воевали на МИГ-3). За всю войну полк сбил только В ВОЗДУШНЫХ БОЯХ (без учета уничтоженных на земле) 591 самолет противника, ОБЩИЕ боевые потери полка при этом составили 88 машин(с учетом сбитых зенитным огнем и уничтоженных на аэродроме). В полку были только отечественные истребители - МИГ-3, Як-1, Як-3 и Як-9.

Як-3 из 402-го ИАП особого назначения.
Як-3 из 402-го ИАП особого назначения.
Як-9Д
Як-9Д

ВВЕРХУ: Як-9 самый массовый истребитель Великой отечественной, выпускался с октября 1942 по декабрь 1948. Всего выпущено 16769 самолетов. Применялся даже в корейской войне 1950-53 годов. Самолет создавался в расчете на реалии военного времени. Все материалы, необходимые для его выпуска, завод-изготовитель мог найти по месту расположения производственных мощностей.

ВНИЗУ: Ла-7, самолет-шедевр. Стал поступать сначала только на вооружение гвардейских полков с весны 1944 года. По комплексу своих характеристик на малых и средних высотах однозначно превосходил все типы поршневых истребителей Германии, США и Великобритании. Именно на таком самолете Кожедуб сбил в феврале 1945 года реактивный Ме 262.

Ла-7
Ла-7

Появившийся в 1945 году Ла-9, отличавшийся от Ла-7 прежде всего отсутствием деревянных элементов конструкции, стал и вовсе пиком развития поршневой авиации.

Общее представление об американских самолетах, поставленных в рамках программы ленд-лиза можно получить из статьи на нашем канале Поставки американского вооружения в СССР по ленд-лизу.

Про английские также имеется статья - Иностранная техника на службе в Красной армии.

А теперь, чтоб не быть обвиненным в искажении истории и пропаганде, я приведу несколько архивных документов по истребительным авиадивизиям.

Начнем обзор с 1945 года и далее в обратной последовательности. Все документы можно посмотреть по ссылкам (синий текст).

Обзор боевых действий 229 иад за период операции на р. Одер

Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 05.05.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 319, Опись: 0004798, Дело: 0380, Лист начала документа в деле: 1.
Авторы документа: 229 иад, полковник Ильенко, гв. майор Мельниченко.
Описывает боевую операцию: Операция 229 иад на р. Одер.

В тексте фигурируют только Ла-5 и Ла-7.

Обзор боевых действий 336 иад

Описывает период с 01.08.1944 по 31.08.1944 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 31.08.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20540, Опись: 1, Дело: 58, Лист начала документа в деле: 149.
Авторы документа: 336 иад, майор Соколов.

-5

В 336-й ИАД на вооружении только ЯК-9.

Обзор боевых действий 288 иад

Описывает период с 01.09.1944 по 30.09.1944 г. Отчеты о боевых действиях. № документа: 1294, Дата создания документа: 08.10.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 370, Опись: 0006518, Дело: 0340, Лист начала документа в деле: 302.
Авторы документа: 288 иад, майор Ефимов.

-6

В составе дивизии исключительно "Яки" - Як-1, Як-3, Як-9Д, Як-9Т.

Отчет о боевой деятельности частей 209 иад 2 иак на ВолхФ за январь месяц 1943 г

Описывает период с 01.01.1943 по 31.01.1943 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 31.01.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20040, Опись: 0000001, Дело: 0010, Лист начала документа в деле: 7.
Авторы документа: 209 иад 2 иак, полковник Забалуев, подполковник Юрков.

-7

В отчете фигурируют только истребители отечественного производства Як-7Б. Желающие могут оценить результативность (сбитые самолеты противника) и потери ИАД - перечислены пофамильно и с подробным указанием сопутствующих обстоятельств.

Итоговая оперативная сводка 236 иад

Описывает период с 01.03.1943 по 31.03.1943 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 31.03.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 327, Опись: 0004999, Дело: 0016_2, Лист начала документа в деле: 275.

Авторы документа: 236 иад, подполковник Кудряшов.

-8

В составе 236 ИАД самолеты разных типов - ЛаГГ-3, Як-7, И-16 и даже И-153. Есть У-2 и УТИ, но НИ ОДНОГО истребителя иностранного производства.

Можно продолжать такой обзор достаточно долго с тем же результатам. После 1943 года В ОСНОВНОМ истребители из США и КАК ПРАВИЛО истребители из ВЕЛИКОБРИТАНИИ находились в частях ПВО, где служили еще и в послевоенные годы. Тому были, само собой, объективные и субъективные причины.

В частности, "дальнейшее развитие" воспеваемого в различных публикациях "любимого истребителя Покрышкина" Р-39, известного под названием Кингкобра Р-63, хотя и доводилось до ума при активном участии наших специалистов и делалось сразу конкретно для СССР, поступило в основном в части ПВО, потому как опыт эксплуатации уже повоевавшего на тот момент Р-39 "Аэрокобра" был очень неоднозначный, кстати ни англичане, ни американцы на нем особо долго не летали. Все же личные предпочтения уважаемого аса и оснащение истребительной авиации вообще это две большие разницы, как говорят в Одессе.

Благодарю за внимание к каналу.

О деревянных самолетах Второй мировой войны вообще и ЛаГГ-3 в частности см статью на нашем канале "Фанера в небе Второй мировой".