Найти в Дзене
НРООМСиСД "Вектор"

Как бороться с выученной беспомощностью?

В дальнейшем эксперименты М. Селигман были посвящены поиску путей преодоления выученной беспомощности. Например М. Селигман начал учить собак выпрыгивать из ящика, несмотря на сопротивление животных. Через некоторое время собаки стали самостоятельно выпрыгивать из ящика. Таким образом выученная беспомощность была преодолена.

Так же Мартин Селигман, предложил как избавится от синдрома выученной беспомощности по схеме переосмысления опыта и перестройки восприятия ABCDE.

A – Adversity, симптом, что нужно изменить. Осознайте неприятную ситуацию, которая вызывает нежелательные мысли и чувство беспомощности. Для начала желательно выбирать ситуации не выше 5 по шкале сложности от 1 до 10. Так безопаснее и меньше стресса.

B – Belief, убеждение. Сформулируйте интерпретацию события, что приходит в голову о произошедшем.

C — Consequence, последствия. Какие эффекты были результатом?

D – Disputation, диспут, новое прочтение. Найдите доводы, разрушающие негативные убеждения, осознанные в предыдущих пунктах.

E – Energizing, активизация. Какие чувства и/или действия вызвали новые доводы и полезные мысли?

При использовании этой схемы, помните, что очень важно концентрироваться на желаемых результатах, важнее, чем искать причины случившегося или оправдания.

Ротенберг Вадим Семенович (взято из открытых источников)
Ротенберг Вадим Семенович (взято из открытых источников)

Психофизиологи В.С. Ротенберг ( Советско-израильский психофизиолог. Окончил 1-й Московский медицинский институт, доктор медицинских наук.) и В.В. Аршавский ( Советский и латвийский психофизиолог, специалист в области психофизиологии исследовательской активности, сна и творчества. Доктор биологических наук, профессор). По мнению ученых авторов, не все и не всегда люди могут быть уверены в положительном результате своей деятельности. Потому что поисковое поведение на прямую противостоит выученная беспомощность.

Занятия Адаптивной физической культурой в клубе социализации детей с ОВЗ Третий ВЕКТОР (взято из открытых источников)
Занятия Адаптивной физической культурой в клубе социализации детей с ОВЗ Третий ВЕКТОР (взято из открытых источников)

Основным способом преодоления выученной беспомощности у дошкольников является формирование оптимистичного жизненного настроя, желания заниматься различными видами деятельности. Для детей важно получение разнообразного жизненного опыта, в том числе опыта преодоления неудач и успешного поведения.

Как мотивировать детей на успех? Как учить преодолевать трудности? Одна из главных ошибок, которую делают взрослые — это сравнение детей друг с другом и демонстрация личного опыта. На первых занятиях Адаптивной физической культурой в клубе социализации детей с ОВЗ Третий ВЕКТОР мы часто слышали от родителей фразы в адрес ребенка, когда у ребенка не получалось что-то сделать, взрослые использовали такие выражения как: «посмотри, Саша уже умеет делать это упражнение», «я тоже не умел прыгать, а потом научился» и т. д., дети начинали чувствовать себя не успешным, у них развивался пессимистичный настрой. Ребенок начинает сравнивать себя с тем, кто уже что-то умеет, и ему кажется, что он никогда не научится делать все так же хорошо. По этому на наших занятиях мы соблюдаем принцип: " НЕТ НЕ ПРАВИЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ. Главное делать!" Тем самым нам удалось избежать неравного сравнения. На занятиях мы сравниваем ребенка с ним самим собой, каким был в прошлом и каким он стал в настоящим.

Кэрол Двек (взято из открытых источников)
Кэрол Двек (взято из открытых источников)
Кэрол Двек ( Американский психолог. Член НАН США, профессор Стэнфордского университета. Одна из ведущих мировых экспертов в области мотивации, известна своей работой «Гибкое сознание) выявила, что дети, которые имели признаки выученной беспомощности, объясняли свои успехи наличием способностей, а не затраченными усилиями. Дети отказывались от заданий, если присутствовали раздражающие факторы (например, экспериментатор, при котором они постоянно терпели провал), даже если ранее они с лёгкостью справлялись с этими задачами (в присутствии экспериментатора, при котором они постоянно добивались успеха)(Бережнова Д. Б., Пономаренко Е. А. Факторы формирования выученной беспомощности подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 23–27. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56406.htm).

По скольку выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить: на занятиях в нашем клубе мы показываем ребенку возможности контроля над внешней средой, предоставляем ему синхронную и разнообразную обратную связь — разную в ответ на разные его действия.

По мимо занятий Адаптивной физической культурой в нашем клубе проходят занятия Арт - терапии и групповые тренинги для родителей по Синдрома эмоционального выгорания.

занятие Арт - терапией в клубе детей с ОВЗ Третий ВЕКТОР (взято из открытых источников)
занятие Арт - терапией в клубе детей с ОВЗ Третий ВЕКТОР (взято из открытых источников)

В следующий статье расскажу о клубе Третий Вектор.

Продолжение следует....

Если понравилась статья ставьте палец вверх.
Подписывайтесь на наш канал и приходите на занятия в наш клуб Третий Вектор.
ВСЕ вопросы в Коментарии и What app 8 999 452 41 31.