Рассматривая фотографии авианосцев времен Второй мировой войны, можно заметить, что их палубы в буквальном смысле были заполнены самолетами. В подобных условиях недостатка палубного пространства трудно представить взлет или посадку даже небольшого летательного аппарата. Так каким же образом решалась эта проблема, и какая техника помогла авианосцам стать одной из самых грозных сил на море?
Читайте также: История якоря: от булыжника на веревке до 40-тонной конструкции.
Почему на палубе авианосцев было так много самолетов
Прежде всего, следует понимать, что даже в прошлом размер палубы авианосцев был действительно внушительным. К примеру, длина палубы «HMS Ark Royal» составляла 240 метров. При этом самолетам дореактивного периода для взлета и посадки на самом деле требовались удивительно короткие полосы.
Фотографии, на которых палубы авианосцев переполнены самолетами, как правило, были сделаны во время их транспортировки, либо непосредственно перед подъемом авиации в воздух.
В первом случае самолеты загружались на палубу в одном порту при помощи кранов, а затем точно также снимались. Если же планировалось поднять авиацию в воздух для атаки, взлет совершался по очереди. Сначала один из самолетов использовал свободную часть палубы в качестве полосы, затем второй и т.д.
Вам будет интересно: «Сумасшедший Иван» – маневр советских подлодок, перепугавший США.
Как самолеты взлетали с палубы авианосцев времен Второй мировой
Удивительно, но самолетам времен Второй мировой была необходима совсем небольшая скорость, чтобы совершить взлет.
К примеру, палубному истребителю «Fairey Fulmar» достаточно было 120 км/ч, а торпедоносцу «Swordfish» и того меньше – чуть более 90 км/ч.
Если учитывать, что собственная скорость авианосца в то время могла достигать порядка 55 км/ч, можно понять, что даже стоя на палубе самолет уже был на полпути ко взлету, без учета скорости ветра.
Так, при ветре в 15 м/с, самолету для взлета хватило бы 105 метров взлетно-посадочной полосы. Если же скорость ветра достигала 20 м/с, то летательному аппарату для поднятия в воздух было достаточно 60 метров полосы.
Очевидно, что при длине палубы более чем в 200 метров, большинству самолетов того времени для взлета было достаточно и половины этого расстояния.
Настоящей же проблемой было то, что двигателям самолетов требовалось время, чтобы разогреться перед взлетом. Ангары под палубой для этого не подходили, поскольку подобный прогрев требовал хорошей вентиляции помещения, так что все самолеты сначала поднимались на палубу и уже снаружи они запускали свои двигатели в зависимости от очереди взлета.
Ранее мы писали: Откуда моряки прошлого брали пресную воду.
Как осуществлялась посадка самолетов на авианосец в прошлом
С взлетом все достаточно просто, но как обстоят дела с посадкой? На самом деле для посадки легких самолетов также требуется не очень много места, однако данная процедура довольно опасна, поскольку в случае неудачи аппарат может врезаться в другие самолеты.
Позже эта проблема была решена при помощи угловой палубы, которая имеется у всех современных авианосцев.
На самых первых авианосцах посадка авиации производилась точно также, как и на земле, однако для этого требовалось пространство. К 30-м годам широкое распространение получила техника посадки, основанная на использовании тормозных гаков и тросов.
Суть ее заключается в том, что на самолет устанавливается своего рода крюк (тормозной гак), который при посадке цепляется за один из тросов, закрепленных на палубе.
Эта посадочная система опасна в первую очередь тем, что в случае неудачи самолет может врезаться в защитный барьер или другие самолеты, стоящие на палубе. Однако она же позволяет в разы уменьшить длину посадочной полосы и использовать остальное место для других целей.
Британский и японский флот долгое время отказывался от этой техники, а США приняли ее на вооружение одними из первых, увидев в ней гигантский потенциал. Такая система посадки позволяла в разы увеличить эффективность авианосцев и в конечном итоге помогла завоевать этим кораблям титул самых грозных военных судов.
Первоначальная концепция авианосцев подразумевала, что самолеты будут находиться в ангарах под палубой, а перед взлетом просто подниматься вверх при помощи подъемников. Укороченная посадочная полоса позволяла им пребывать на палубе практически все время, ангары же под палубой использовались сугубо для технического обслуживания.
Благодаря этому американские авианосцы смогли нести на своем борту в 2-3 раза больше самолетов, при этом имея меньшее водоизмещение.
Как на авианосцах была решена проблема утяжеления самолетов
С годами самолеты становились массивнее, а их вооружение все более тяжелым, поэтому взлетно-посадочные полосы на авианосцах тоже должны были измениться, чтобы удовлетворять новым требованиям.
Самым простым решением было увеличить длину авианосца, а вместе с тем и длину взлетно-посадочной полосы.
Другой выход – использование катапульт, принцип действия которых мы уже подробно рассматривали в статье: как самолеты возвращались на линкоры. С одной стороны они позволяли ускорить взлет самолетов, однако имели и внушительные недостатки.
Так, для крепления самолета к катапульте и его подготовки требовалось достаточно много времени. Кроме того, в то время они не давали достаточного импульса, чтобы запустить действительно тяжелый самолет.
Поэтому катапульты чаще всего применялись лишь для того, чтобы освободить место на палубе. При помощи них взлет совершали первые самолеты, а все остальные поднимались в воздух разгоняясь по взлетно-посадочной полосе. Эта техника во многом объясняет ряд фотографий, на которых палубы авианосцев практически полностью заполнены самолетами.
Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал! Больше материалов ищите на нашем сайте «На Глубине | On The Deep». Также вы можете следить за обновлениями в наших группах Вконтакте, Twitter и Facebook.