Любая система отопления с плохим теплоносителем начинает ржаветь. Поговорим про антикоррозийные присадки, которые как раз и призваны с этим бороться.
Антикор в теплоносителе — все равно, что иммунитет в живом организме. Без него любые попытки “защитить тепло” лишены смысла — рано или поздно все закончится нарушением работы системы. Сначала нарушением, а затем полным разрушением — точно так же, как в теле без иммунитета. Что такое коррозия и почему производители антикор-присадок охраняют свои секреты почище Ватикана и ЦРУ?! Сейчас узнаем.
Немного химии. Сначала зайдем на урок химии, сядем на заднюю парту и послушаем, что говорят умные люди. Коррозия — простейший химический процесс. Самой известной в народе является кислородная коррозия. Именно она отвечает за образование ржавчины в батареях в отопительный сезон. Этот процесс описывается вот такой формулой:
Гидроксид железа Fe(OH)3 как раз и является тем, что мы все называем ржавчиной. Кстати, про коррозию говорят только в применении к металлам. Если речь заходит о полимерах(резина, пластмассы), то этот безрадостный процесс называют “старением”.
Почему ржавчину никто не любит. Коррозия — чуть ли не главный генератор убытков в системах отопления. Ведь ее пагубное действие распространяется практически повсеместно: все трубы, фитинги, краны и даже котлы постепенно разрушаются, в более “щадящих” случаях растут затраты на энергоносители(подробнее об этом ниже). Так как и чем с ней сражаются?
Два типа ингибиторов коррозии. Антикоррозийные присадки или ингибиторы коррозии делятся на два типа: органика и неорганика. Органические антикоры производятся чаще всего на основе солей карбоновых кислот. В неорганических ингибиторах коррозии основой могут выступать силикаты, фосфаты, амины, нитраты, бораты.
Как работает органика. Производители качественных антифризов предпочитают использовать первый тип антикоррозийных присадок. Дело в том, что органические ингибиторы коррозии действуют только на очаг коррозии, закрывая его и не давая ему развиваться дальше. Состав присадки “закрепляется” на пятне ржавчины, а не занимает собой все внутренние поверхности. Благодаря этому теплообмен системы не снижается и нет нужды повышать мощность котла. Очевидно также и то, что в новых радиаторах и трубах присадка практически не расходуется на залатывание таких дыр(потому что их просто нет) и “занимается” компенсацией коррозионной активности этиленгликоля.
Как работает неорганика. Как вы уже догадались, главный минус неорганических ингибиторов коррозии как раз в том, что они “не умеют ограничивать себя”. Неорганика обволакивает всю поверхность трубы и батареи, теплообмен ухудшается, присадки расходуются быстрее и фактически вхолостую. Поэтому антифриз с такими присадками придется заменять на новый раньше.
Секрет уровня Ватикана и ЦРУ, Кстати, сами производители антифризов присадки для борьбы с ржавчиной чаще всего не выпускают. Это крайне дорогостоящее мероприятие. Этим непростым делом заняты крупные специализированные химпредприятия, их общее количество в мире — от силы дюжина. В основном это крупнейшие европейские химические концерны. Самые известные из них — Arteco, DOW Chemical, BASF и Clariant. И, конечно, все подобные составы с немецкой педантичностью обложены десятком патентов и охраняются собственными службами безопасности в области авторского, интеллектуального, промышленного права.
Кто любит неорганику? Между тем, неорганические антикоры на основе фосфатов, аминов, нитратов и прочих солей — верный признак антифриза предыдущего поколения. Их главное преимущество понятно — низкая цена. Множество отечественных производителей не стесняется “слегка” преувеличивать их антикоррозийные свойства, указывая при этом на этикетке такие вот предложения: “100% защита от коррозии в течение пяти отопительных сезонов”. Когда вы видите такую надпись и рядом глаз улавливает слово “фосфат” или “нитрат” — проходите мимо.
Мелкие и крупные козни ржавчины. А в чем конкретно проявляется негативный эффект коррозии? “Трубы ведь не разваливаются даже за 10 лет”, — скажете вы. На самом деле существует целая россыпь негативных факторов и калибром поменьше, которые связаны как с износом элементов системы, так и с дальнейшими финансовыми потерями.
1. Покрытый изнутри ржавчиной радиатор отдает меньше тепла. Увеличивается нагрузка на генераторы тепла, из вашего кармана вытекает больше денег на поддержание прежней температуры в помещении.
2. Частицы ржавчины на большой скорости и под давлением в полторы-две атмосферы начинают безнаказанно путешествовать по всему контуру, постепенно стирая все резиновые уплотнения на своем пути.
3. Проблемы могут начаться и в святая святых любой отопительной системы — в котле. В самых запущенных случаях его теплообменник буквально рассыпается, а в приемном коробе за котлом появляются дырки. Кроме того, частицы ржавчины засоряют фильтр котла и ставят под угрозу нормальную циркуляцию теплоносителя. Вот почему отсутствие в системе надежного качественного антифриза запросто может привести к существенным расходам — от замены теплообменника(несколько тысяч рублей) до покупки нового котла(несколько десятков тысяч рублей).
4. Существует риск прорыва труб в местах их сужения, изгибов, выхода из объемных колен радиатора в трубу. В этих местах давление работающего теплоносителя выше. Если на этом участке есть непокрытая присадкой ржавчина, то постепенно она начинает собирать другие частицы ржавчины, еще больше сужая проход. Давление в закупоренном “канале” растет. Теперь достаточно кратковременного отключения отопления, чтобы как следует разогнавшийся свежий напор воды и антифриза встретился лоб в лоб с закупоренным местом. А дальше прорыв, затопленный ламинат, любимый персидский ковер и не менее любимый персидский кот
Пользуясь известным афоризмом, скажем, что спасение обогревающихся находится в руках самих обогревающихся. Все, что нужно знать, не вдаваясь в формулы химических процессов, это то, что качественный теплоноситель содержит органические антикоррозийные присадки ведущих европейских химических концернов и на корню исключает возможность появления коррозии и защищает тепло в вашем доме.