В любом аэропорте мира для сопровождения и маневрирования самолетов на земле созданы специальные наземные службы со своими автомобилями. Прежде чем начать наш небольшой рассказ, обозначим, что все эти машины базируются на серийной гражданской продукции.
Начнем с машины сопровождения и встречи самолетов, - так называемой "Эскорт". Этот проект создавался самостоятельно Министерством гражданской авиации (как и все другие автомобили) на базе ГАЗ-24-02. Впервые этот автомобиль мир увидел в 1974 году, - в честь визита президента США Ричарда Никсона в Минск появилась потребность в соответствующей машине. В автомобиле были установлены 2 радиостанции: одна, так называемая "Пальма", которая осуществляла постоянный контакт с диспетчерской аэропорта, а вторая - Р-860, которая, в свою очередь, держала контакт с воздушным судном, как на земле, так и в воздухе.
Цвет был выбран не случайно: дело в том, что большая часть аэропортной техники была окрашена в желтый цвет, а необходимо было сделать машину заметной (да и регламента по цвету никакого не было), поэтому "Волгу" окрасили в желтый и красно-коричневый цвета. По причине того, что аэропорт принимал как внутренние рейсы, так и международные, то на крыше красовалась "люстра" с надписью "FOLLOW ME", на заднем стекле - "СЛЕДУЙТЕ ЗА МНОЙ". В начале 80-х на смену "Волге" пришли версии "Эскорт" на базе ВАЗ-2104 и даже ВАЗ-2108. К 90-м годам регламент на устройство автомобилей-сопроводителей был отменен и, в зависимости от желания заказчика, автомобиль мог был выбран любой. Опытный завод No408, специализирующийся на выпуске таких моделей, прекратил свое существование.
Про другой автомобиль - мало доступной информации. Думаю, все знают, что самая большая проблема это буксировка целого самолета. Подобный "тягач" должен обладать впечатляющими характеристиками и именно этим требованиям соответствует УТС-1. Все, что о нем следует знать: по грунту грузоподъемность около 70 тонн, а по асфальту - 100 тонн.
В самолете, помимо самих пассажиров и пилотов, есть и грузовой отсек. Загрузка и разгрузка очень тяжелая процедура и для облегчения этой задачи были разработаны автомобили серии АПК (в нашем случае, на базе ГАЗ-53), которые поднимали специальную платформу на высоту от 1,5 до 4,5 метра. и грузоподъемностью до 6 тонн.
Помимо топлива самолет нуждается и в других жидкостях: например, кислород и азот. Безусловно, для этих ресурсоемких процедур были тоже созданы специальные машины. Выше представлена станция АКЗС-75М на базе ЗИЛ-131, которая под давлением заряжала самолет, с помощью собственного компрессора, кислородом и азотом.
Вроде все готово, - готово к запуску двигателей. Казалось бы, нажми кнопку или поверни ключ и самолет тут же запустится. Увы, даже для такой, казалось бы простой задачи, были созданы специализированные автомобили: например, УВЗ-2 на базе УАЗ-452. Автомобиль комплектовался пусковой установкой сжатого воздуха (в кузове был небольшой газотурбинный двигатель). То, что Вы видите на бампере, - это рукава для подачи воздуха.
Спасибо за прочтение, друзья! Рекомендуем Вам ознакомиться с другими нашими статьями:
На чём ездил легенда советского спорта Лев Яшин