Как воспринимают время дети? Чем отличается их восприятие от восприятия взрослых? Как оно меняется со временем? И почему детское отношение к времени у большинства людей сменяется взрослым?
Ребёнок живёт одним днём, как животное. Он плохо помнит прошлое, не задумывается о будущем. Он весь в настоящем.
Некоторым романтичным взрослым это даже нравится: они считают такое отношение к времени преимуществом.
"Вы, что умеете жить настоящим, / В смерть, как бессмертные дети, не верьте:/ Миг этот будет всегда предстоящим,/ Даже за час, за мгновенье до смерти", - так писал Самуил Маршак.
Действительно, у детей не только особое восприятие времени: для них времени нет, а есть только "миг между прошлым и будущим, - именно он называется жизнь" (так поётся в песне из знаменитого советского фильма "Земля Санникова", так фактически считают все дети). Но у них ещё и особое восприятие смерти. Смерти тоже нет.
Потому что, как точно определил Самуил Маршак, "миг этот будет всегда предстоящим". Если я ещё не умер (умерла), то смерти нет. А если уже умер, то тоже нет. Значит, смерти нет.
Для ребёнка главное, чтобы его Боги: его родители (а ребёнок относится к своим родителям не как к обычным людям, таким, как все, а фактически как к своим земным Богам) - были им довольны. Если родители довольны, то всё хорошо, всё идёт прекрасно - можно играть, развлекаться, веселиться, радоваться - жить мгновением.
"День да ночь - сутки прочь," - это про детей.
У взрослых восприятие времени (и смерти) совершенно иное, даже диаметрально противоположное. Время они воспринимают как что-то имеющее начало, продолжение и конец (скажем, год: есть начало - продолжение - и конец). В этот промежуток взрослый стремится уместить какие-то дела, старается чего-то достичь, что сделать. Именно для этого нужно время, по мнению взрослых.
Взрослые вовсе не все подряд скучные и несчастные, хотя и правда, что таких среди них больше, чем среди детей. Однако это вовсе не преимущество детей. Просто у взрослых свои радости. Взрослый человек к чему-то стремится: осваивает профессию, потом работает и старается достичь результатов в своей работе, строит отношения с людьми, создаёт семью и воспитывает детей - и радуется, если добивается успеха в своих делах, которые совершаются во времени.
Поэтому взрослый ценит время, а ребёнок нет. Дети расточительны. Смерти же нет. Времени тоже нет. Есть только этот миг. Так он и сейчас есть, и завтра будет, и послезавтра. Тру-лю-лю, тру-ля-ля, ах, как весело! Я послушный, мама мной довольна - всё хорошо!
Ребёнок не стремится куда-то идти, чего-то добиваться. Он живёт фактически как животное.
Такая психология восприятия времени свойственна абсолютно всем людям в начальный период жизни (как минимум, в дошкольном возрасте).
Почему же восприятие времени у большинства людей меняется? Это связано с социальным окружением, его требованиями. В норме - чем старше становится ребёнок, тем он самостоятельнее. Он уже многое решает сам, планирует сам. У него появляются серьёзные дела (помогать родителям, заботиться о младшем брате, учиться), которые совершаются во времени и требует самостоятельного планирования. Тут важно достичь результата, и за него ребёнок несёт реальную ответственность.
Однако то, что делает человек, не главное. К любому делу, как ни странно, можно относиться как к игре. Важнейшим фактором является именно самостоятельность в принятии решений и ответственность за результат. Но раз так, то развитие человека легко затормозить - и даже свести на нет.
То есть, достаточно несложно сделать так, что человек остался малышом навсегда, до самой смерти.
Нужно просто не дать ему быть самостоятельным. Приучить его всегда делать не то, что он сам решил, а кого-то слушаться, кому-то подчиняться. Это могут быть не явные словесные приказы, а только скрытые желания - мамы, папы, какого-то Господина, какого-то Хозяина. Но если ребёнок приучен всегда и безоговорочно угождать этому Хозяину и полностью - добровольно - отказался от самостоятельности - он остаётся ребёнком. Навсегда.
Такой человек и в 50, и в 70 лет - дитя. Он живёт одним днём, он так же развлекается, так же не ценит своё время: сегодня было весело - и завтра так же будет. Он так же ни к чему не стремится. Он легкомыслен. Не держит слова. Не понимает, что такое "ответственность". И не верит в собственную смерть, то есть воспринимают свою жизнь как бесконечную.
Это абсурдно, но такой человек-дитя живёт так, будто он будет жить здесь, на Земле, вечно! Он никогда не "теряет время", потому что времени для него не существует. Ему совсем не жаль, что в 50 лет он точно такой, каким был в 5 лет. Он и не догадывается об этом, потому что не понимает, что можно быть каким-то другим.
Правда, для того, чтобы вот так "законсервироваться" навсегда, великовозрастному малышу нужен тот самый Хозяин. Великий Кормчий. Обычно это кто-то из родителей, чаще - мать. Это деспотичная мать, которая предпочитает оставить своего ребёнка при себе навсегда. Очень важно, чтобы "малыш" продолжал жить со своей матерью, потому что только в этом случае он будет чувствовать себя хорошо, уверенно.
В представлении такого инфантила, правильное поведение - то, которое одобряется его матерью. Если его мать сегодня одобряет одно, а завтра - прямо противоположное, то сегодня правильно это, а завтра - то: тут никакого противоречия нет. Внутренний дискомфорт (у взрослых это называется "угрызениями совести") у такого неполноценного человека возникает лишь тогда, когда его Госпожа им недовольна, когда он что-то сделал не так, как ей хотелось, - то есть, в том случае, если он проявляет самостоятельность.
Вот почему как раз самостоятельности такой человек избегает, даже боится.
Как видим, развитие, взросление - процесс, который может и не состояться, не произойти. Что в современном обществе весьма обычно, так как дети сейчас считаются собственностью женщин, их родивших. Это уникально: раньше за всю историю человечества такого не было никогда. Всегда дети считались общественным достоянием: мальчик должен стать охотником или воином, девочка - матерью, хозяйкой в доме. Именно успешное выполнение общественной функции считалось главным. Поэтому инфантилы были очень редки.
Сейчас это самое обычное явление. Гулькающие 50-ти и 60-летние люди, не понимающие, что умрут, не чувствующие хода времени, не умеющие ценить свою единственную жизнь, при этом очень довольные и весёлые - сейчас массово распространены.
А массовое распространение таких людей - глобальная угроза цивилизации. "И в этом никогданевырастании заключён огромный потенциал зла", - так сказал Мераб Мамардашвили.
Легкомысленные, глупенькие 50-ти и 60-летние детишки способны только разрушать всё, к чему прикасаются, но не умеют созидать. Они разрушают в человеческих отношениях, они не способны создать семью, не могут воспитывать детей (хотя и рожают их - а потом калечат духовно), они изменяют своему призванию, они эгоистичны.
Именно огромное количество таких неполноценных существ - главная угроза для человечества и для нашей планеты.