Найти тему
машина

Как в СССР ставили дизели на ГАЗ-53А и ГАЗ-66

Первыми серийными грузовиками ГАЗ, примерившими дизельный двигатель, стали бортовой «4301» и созданный на его основе самосвал «4509». Их выпуск с огромным трудом удалось наладить в 1993 году, а путь к этому событию занял у Горьковского автозавода долгих 25 лет. За это время успели поэкспериментировать с дизелями собственной советской конструкции, испытав грузовики ГАЗ-66, ГАЗ-53А, ГАЗ-3301 и ГАЗ-4301 с V-образными дизельными «шестерками» НАМИ-0118. Вот фотография того самого экспериментального дизеля:

Дизель НАМИ-4-118 для грузовика ГАЗ-53А: V6; 4,95 л; 105 л.с. при 3500 об/мин
Дизель НАМИ-4-118 для грузовика ГАЗ-53А: V6; 4,95 л; 105 л.с. при 3500 об/мин

Проблем с этими моторами хватало: сперва с форсунками (в итоге на опытные моторы просто поставили немецкие форсунки Bosch), потом с дымностью выхлопа. Когда дымность удалось уложить в приемлемые рамки, стал слишком высоким расход топлива… Тем не менее, опытный ГАЗ-53А с дизелем типа НАМИ-0118 (версия 4-118) в период 1973-1974 гг. смог относительно благополучно наездить 50 тыс. км.

 А вот фотография сравнительных испытаний грузовиков ГАЗ-66 с карбюраторным мотором ЗМЗ-66 и опытным дизелем НАМИ-0118 (V6; 4,45 л; 100 л.с.)
А вот фотография сравнительных испытаний грузовиков ГАЗ-66 с карбюраторным мотором ЗМЗ-66 и опытным дизелем НАМИ-0118 (V6; 4,45 л; 100 л.с.)

А также наши конструкторы успели изучить едва ли не все современные зарубежные дизели близкого литража. Причем в числе явных фаворитов оказались дизели MAN, работающие по запатентованному М-процессу (рабочий процесс с пленочным смесеобразованием), и дизели Deutz, работающие по запатентованному процессу Пишингера с объемно-пленочным смесеобразованием. В итоге дело дошло до весьма плотного сотрудничества с фирмой Klöckner-Humboldt-Deutz: настолько плотного, что немцы сами приезжали в СССР и монтировали здесь свои дизели на советские грузовики для проведения эксплуатационных испытаний. В частности, в 1973 году силами немецких специалистов прямо на Горьковском автозаводе были переоборудованы несколько грузовиков, получив дизели рядного семейства Deutz FL912 с воздушным охлаждением. На ГАЗ-52-01 поставили 4-цилиндровый мотор (3,77 л; 85 л.с.), на ГАЗ-53А – 5-цилиндровый (4,7 л; 100 л.с.) и на ГАЗ-66-01 – 6-цилиндровый (5,65 л; 110 л.с.). Кстати, всего в СССР в тот момент проходили испытания сразу 26 советских автомобилей с дизелями Deutz! А теперь посмотрим на фотографии тех самых дизельных «газонов». Сначала – ГАЗ-53А:

Эта же машина, двигатель Deutz крупным планом
Эта же машина, двигатель Deutz крупным планом

А теперь – ГАЗ-66-01 с немецким дизелем:

ГАЗ-66-01 с установленным 6-цилиндровым дизелем Deutz семейства FL912. Обратите внимание, что в передней облицовке появился открывающийся вверх люк, а сама она выдвинулась наружу из-за большой длины дизеля
ГАЗ-66-01 с установленным 6-цилиндровым дизелем Deutz семейства FL912. Обратите внимание, что в передней облицовке появился открывающийся вверх люк, а сама она выдвинулась наружу из-за большой длины дизеля
Он же с поднятой кабиной
Он же с поднятой кабиной
Он же с поднятым передним люком
Он же с поднятым передним люком

На протяжении года «газики» с немецкими дизелями проверяли в широком диапазоне природно-климатических условий, доведя их пробеги до 25-35 тыс. км. Во всех условиях, включая подъемы на высокогорные перевалы и движение по песчаному бездорожью, их система воздушного охлаждения работала надежно и эффективно. Зимой моторы Deutz без каких-либо «плясок с бубном» заводились при температурах до –15°С, а при использовании пусковой жидкости – даже в 20-градусный мороз. Причем уже через 2 минуты после холодного пуска дизели хорошо принимали нагрузку, позволяя начать движение. И что совсем непривычно для отечественных моторов того времени – «немцы» отработали весь срок испытаний без дефектов! Не удивительно, что после анализа результатов проведенных испытаний и сопоставления их с собственными достижениями советских конструкторов на самом высоком правительственном уровне было принято решение о целесообразности организации производства дизелей Deutz в СССР.