Найти в Дзене
Андрей Иванов

C-47 (DC-3) - новая ступень пилота АОН

Несколько лет назад мне удалось прикоснуться к легендарным самолётам C-47 или DC-3, посмотреть их и попробовать в небе.

Насколько красивы эти самолёты в небе — можно полюбоваться на пост и замечательные фотографии Марины Лысцевой: https://fotografersha.livejournal.com/704764.html

Для меня эти самолёты ассоциируются с Петром Степановичем Дейнекиным,  Главкомом ВВС.  Именно с ним я впервые полетел на DC-3.  Тогда в полёт меня позвал лётчик-испытатель Валентин Лаврентьев , который вместе с Александром Рябининым перегнали из США по трассе АЛСИБ в 2015г два этих самолёта.

Рябинин Александр, Дейнекин П.С. и Лаврентьев В.
Рябинин Александр, Дейнекин П.С. и Лаврентьев В.
После перелёта в Кубинку из Внуково на DC-3 (2016г)
После перелёта в Кубинку из Внуково на DC-3 (2016г)

Жизнь так сложилась, что Ил-14 и DC-3 сейчас базируются в Орешково, на соседних стоянках.  И вот снова меня позвали поучаствовать в подготовке и полётах этих летающих легенд.  Сейчас проходят съёмки фильма Алексея Пиманова «11 Молчаливых мужчин», в котором самолёты не только снимаются в статике, но и летают!  

Когда я получил приглашение, то засел за учебники.   Это серьёзный самолёт, который требует необходимой подготовки.  И пусть я даже не КВС на нём, а всего лишь помощник бортинженера и  2-й пилот по совместительству, но чтобы не быть просто балластом я должен хотя бы знать матчасть и процедуры. 

Моя лётная подготовка, после окончания аэроклуба при КБ П.О. Сухого, базировалась всегда на основе детальной самоподготовки.  Это было когда я осваивал Cessna-150, 172, 182,  Ан-2, Ил-14 и других небольших самолётов АОН.  Т.е. шла самоподготовка и только после этого полёты с инструктором. Именно такой подход позволяет в самые кратчайшие сроки освоить новый тип. 

-4

Несколько раз я переписывал конспект.  В итоге он превратился в своеобразную контрольную карту.

К счастью на C-47 есть официальная документация на русском языке, которая написана ещё в 1943г, и написана она понятным простым языком.

Ну а уже на аэродроме моим ликбезом занялись Николай Иванович — бортинженер и Александр Рябинин — КВС.  Про себя же я думал, как же мне повезло с учителями.    Оба — профессионалы. Николай Иванович всю жизнь проработал в военной авиации, а Александр — один из самых опытных пилотов АОН в нашей стране.

Звёзды просто офигительно смотрятся на борту самолёта
Звёзды просто офигительно смотрятся на борту самолёта
кабина DC-3
кабина DC-3

Самолёты C-47 достаточно сильно отличаются между собой по оборудованию кабины, по топливной системе.  Честно сказать — эргономика C-47 не очень.  В 30-е годы ещё об этом не сильно задумались.  Потом каждый владелец мог внести разные доработки по расположению приборов, тумблеров.  Какие-то доработки выполнялись от завода.  Эти все нюансы и особенности, относительно конкретного самолёта — рассказали Александр и Николай Иванович.

И вот уже запущены моторы, короткий разбег и мы полетели.

Александр Рябинин - пилотирует С-47
Александр Рябинин - пилотирует С-47

В кабине мы летали втроём

-8
вид на ВПП Орешково
вид на ВПП Орешково

Наши полёты с земли, помимо кинооператоров, снимала  Кира Крючкова — прекрасный авиационный фотограф.

-10
-11

Что для себя я отметил:

1. На взлёте, посадке самолёт очень похож по динамике на Ан-2 на больших колёсах.

2. В полёте по крену управление легче чем на Ан-2 или Ил-14, но ввод и вывод в разворот обязательно надо выполнять с ногой. Это позволяет получать более быструю и чёткую ответную реакцию самолёта.

3.  Динамика по тангажу напоминает Ил-14.

4. Самолёт очень дружественен к пилоту. Управление интуитивно понятное. 

5. На взлёте и посадке обязательно нужно фиксировать хвостовую стойку. Видимо тенденция к циркулю у него больше, чем у Ан-2.  Хотя мне не очень это пока понятно, т.к. база у самолёта чувствительно больше, чем у Ан-2.

6. Чувствуется хорошая аэродинамика самолёта.

7. Самолёт легко может эксплуатироваться в частных любящих руках и он будет прекрасным самолётом для дальних путешествий команды единомышленников.