Найти в Дзене
Записки о самолетах

Ан-22 - советский небесный тяжеловоз.

Оглавление

Дорогие друзья! Большое спасибо, что продолжаете читать и оценивать наши статьи!

Сегодня я хочу рассказать вам о довольно известном самолете, созданном в Советском Союзе в конструкторском бюро Антонова. Итак, встречайте - красавец ан-22!

Ан-22 "Антей" ("изделие 100", Cock (петух) по классификации НАТО) - советский тяжелый транспортный самолет, разработанный в ОКБ Антонова и впервые поднявшийся в воздух 27 февраля 1965 года. Производившийся десять лет, с 66 по 76 годы "Антей" успел стать одним из символов грузовой авиации. Он был оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12, так же используемых на стратегических бомбардировщиках Ту-95, Ту-142, на пассажирском Ту-114. Мощность каждого двигателя на взлётном режиме равнялась 15000 л.с. Ан-22 оснащён соосными четырёхлопастными сдвоенными воздушными винтами АВ-90, их диаметр 6,2 м. Передний винт вращался против часовой стрелки, а задний — по часовой. На ан-22 было применено верхнее крыло и многоколесные стойки шасси с пневматиками низкого давления, что позволяло использовать его с грунтовых аэродромов. Самолет стал самым большим турбовинтовым в мире.

Широкой публике самолёт был показан 15 июня 1965 года на авиасалоне в Ле-Бурже, где привлек внимание своей грузоподъемностью - за раз Ан-22 мог перевозить 60 тонн груза! Для 65 года это был довольно внушительный показатель.

Прототип Ан-22. Видно отличие в остеклении кабины штурмана.
Прототип Ан-22. Видно отличие в остеклении кабины штурмана.

Фюзеляж Ан-22 состоит из четырех частей. Носовой отсек - кабина - двухпалубная, на нижней расположена кабина штурмана, а за ней два кубрика пассажирской кабины. На верхней - кабина остальных членов экипажа и третий кубрик для пассажиров.

Средний отсек - грузовая кабина, пол, выполненный из титанового сплава. Снаружи вдоль бортов отсека располагаются ниши шасси.

Третий отсек - рампа, которая может опускаться на разные углы, обеспечивая удобство погрузки с земли или с борта различного транспорта.

Четвёртый негерметичный отсек образует хвостовую законцовку фюзеляжа. В верхней панели законцовки имеется эксплуатационный люк для выхода на стабилизатор.

Самолет может использоваться в качестве десантного, тогда он может брать на борт 290 человек, в качестве санитарного - 202 человека.

Всего с 1965 по 1975 год включительно, было построено 68 самолётов Ан-22 и Ан-22А с первой по седьмую серию, включая прототип и планер для прочностных испытаний.

первая серия — 10 самолётов Ан-22, с 1965 по 1969 год.

вторая серия — 10 самолётов Ан-22, с 1969 по 1970 год.

третья серия — 10 самолётов Ан-22, с 1970 по 1971 год.

четвёртая серия — 10 самолётов Ан-22, с 1971 по 1973 год.

пятая серия — 10 самолётов Ан-22А, с 1973 по 1974 год.

шестая серия — 10 самолётов Ан-22А, с 1974 по 1975 год.

седьмая серия — 8 самолётов Ан-22А, все в 1975 году.

Ан-22 успешно эксплуатировались в СССР и выполняли поставленные задачи. Также на Ан-22 возили грузы в Эфиопию, Ливию, Анголу, авиационные салоны в Ле-Бурже и Фанборро. С развалом СССР и возникновением многочисленных межнациональных конфликтов Ан-22 неоднократно задействовались при перевозке войск и вывозе беженцев.И в дальнейшем Ан-22 активно применялся при транспортных перевозках как по нашей стране, так и за рубежом.

К сожалению, судьба у самолета после конца выпуска сложная. После сборки последнего экземпляра на заводе изготовителе были разобраны стапеля и оснастка, что в дальнейшем создавало огромные сложности при ремонте планера самолётов, повреждённых в эксплуатации.

-5

Производство Ан-22 было прекращено в пользу расширения производства новейшего в то время турбореактивного военно-транспортного самолёта Ил-76, которое развернулось на Ташкентском авиазаводе в начале 1970-х годов. Турбовинтовые двигатели стали считаться устаревшими и более сложными в обслуживании и ремонте.

Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте! О каких самолётах вам было бы интересно почитать?