Найти тему
Основной аэродром

📅 Единственный в мире реактивный биплан M-15 Belphegor и палубная версия Spitfire. «День в истории авиации» №54 (4 — 10 января)

Оглавление

Приветствую, читатель! Новогодние праздники продолжаются, а у нас снова понедельник и снова дайджест «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — единственный и неповторимый реактивный биплан, один из первых дронов, индийский учебный самолёт и т.д.! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

4 января

4 января 1952 года — первый полёт палубного штурмовика North American XA2J Super Savage. /США/

В 1948 году впервые поднялся в воздух поршневой палубный штурмовик AJ Savage компании North American Aviation. А годом ранее начались работы над его турбовинтовой версией, получившей обозначение XA2J Super Savage. Компания получила заказ на постройку 2 прототипов.

XA2J Super Savage представлял собой высокоплан с убирающимся шасси. Оснащался 2 × двигателями Allison T40-A-6, вращавшими через коробку передач по 2 соосных винта. Максимальная скорость — 726 км/ч, дальность полёта — 3508 км. Экипаж из 3 человек размещался в герметичной кабине. Вооружение — 2 × 20-мм пушки + до 4763 кг бомбовой нагрузки.

Из-за проблем с двигателями разработка самолёта заняла 4 года. К 1952 году уже был закончен прототип реактивного палубного бомбардировщика Douglas A-3 Skywarrior, который в итоге и предпочли в ВМФ США. XA2J Super Savage остался построенным в единственном экземпляре.

5 января

5 января 1935 года — первый полёт беспилотного радиоуправляемого самолёта de Havilland DH.82B "Queen Bee". /Великобритания/

Обычно при тренировке зенитчиков в 1930-е годы мишень буксировалась другим самолётом и было мало похоже на реальность. Для решения этой проблемы в 1933 году Королевский ВМФ Великобритании заказал de Havilland Aircraft разработку радиоуправляемого самолёта-мишени. Проект получил обозначение DH.82B "Queen Bee".

Хотя DH.82B и был похож на учебный биплан DH.82A Tiger Moth, на самом деле это был гибрид — крылья от Tiger Moth + фюзеляж от более дешёвого DH.60 Moth. На самолёт установили усовершенствованный автопилот Smiths Mk la, который управлялся по радио. Пульт управления мог находится на другом самолете, на военном корабле или просто на земле. Максимальная скорость — 167 км/ч.

Всего было выпущено 412 самолётов DH.82B "Queen Bee" (в основном — на поплавковом шасси). Один "Queen Bee" сохранился и находится в музее на авиабазе Хенлоу Королевских ВВС.

6 января

6 января 1977 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Hindustan Aeronautics HPT-32 Deepak. /Индия/

С 1951 года основной «учебной партой» лётчиков индийских ВВС был Hindustan HT-2. Но к концу 1970-х он устарел и было принято решение о разработке замены ему. В 1976 компания Hindustan Aeronautics начала работы над самолётом HPT-32 Deepak.

HPT-32 представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси. Выпускался с поршневым двигателем Lycoming AEO-540-D4B5 и турбовинтовым Allison 250-B17D (под обозначением HPT-34). Максимальная скорость — 281 км/ч, дальность полёта — 1400 км. Мог вооружаться учебными ракетами и бомбами.

Всего было выпущено 142 единицы HPT-32 Deepak. Они использовались для подготовки лётчиков ВВС и ВМФ Индии. На 2016 год 114 самолётов HPT-32 находилось в эксплуатации.

7 января

7 января 1942 года — первый полёт палубного истребителя Supermarine Seafire. /Великобритания/

К 1941 году стало очевидно, что британская палубная авиация не может на равных сражаться с немецкими истребителями. В кратчайшие сроки приняли решение создать новый палубный истребитель на базе знаменитого Supermarine Spitfire. Новый самолёт назвали Seafire (как сокращение от Sea Spitfire).

Seafire конструктивно не отличался от своего «родителя» — всё тот же низкоплан с убирающимся шасси. Был установлен посадочный крюк и крюк для катапульты, усилена конструкция центроплана и крыла, которое могло складываться. Вооружение отличалось у разных модификаций — от 2 × 20-мм пушек Hispano до 4 × 7,70-мм пулемётов + пушки + ракеты. Двигатель Rolls-Royce Merlin позволял развить скорость до 578 км/ч.

Было выпущено 2646 истребителей Seafire. Основной эксплуатант — Воздушные силы флота Великобритании. Самолёты были списаны как устаревшие в 1953 году. На сегодня сохранилось 6 экземпляров Seafire.

8 января

8 января 1949 года — первый полёт лёгкого самолёта Morane-Saulnier MS-700 Pétrel. /Франция/

Одним из первых послевоенных самолётов компании Morane-Saulnier стал MS-700 Pétrel, работы над которым начались в 1948 году. Он разрабатывался для эксплуатации в африканских колониях Франции и мог использоваться как санитарный и как административный самолёт.

MS-700 Pétrel представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси. Стал первым со времён Первой мировой войны двухмоторным самолётом Morane-Saulnier — оснащался 2 × двигателями Potez 4D-33. В салоне могло разместиться 4 человека. Крейсерская скорость — 260 км/ч, дальность полёта — 1200 км.

На MS-700 выполнили испытательные и демонстрационные полёты в Африке. Рассматривался вариант использования его в качестве самолёта связи и выпуска увеличенной, 6-местной, версии. Но все эти идеи реализованы не было. Построили всего 3 прототипа MS-700 Pétrel.

9 января

9 января 1974 года — первый полёт сельскохозяйственного самолёта PZL (WSK-Mielec) M-15 Belphegor. /СССР, Польша/

В конце 1960-х годов СССР сформулировал требования к сельскохозяйственному самолёту для замены Ан-2СХ. Проектом И-711 занималась группа конструкторов во главе с Риамиром Измайловым. А производство заказали партнёру по Варшавскому договору — Польше. В 1971 году на заводе WSK-Mielec началась подготовка к серийному производству, а самолёт получил обозначение M-15.

Это был единственный в мире реактивный биплан. Баки на 2900 литров химикатов установлены на крыльях. Оснащался двигателем АИ-25. Рабочая скорость — 145-165 км/ч, дальность полёта — 400 км. Экипаж — 1 пилот + 2 оператора оборудования.

M-15 за внешний вид получил прозвище Belphegor (имя демона из средневековых мистерий). Выпущено 172 самолёта, 155 из них поступили в СССР. По ряду причин — технических и не технических — М-15 не стал успешным и заменить Ан-2СХ не смог. Был снят с эксплуатации в 1983 году.

10 января

10 января 1929 года — первый полёт патрульной летающей лодки Consolidated P2Y Ranger. /США/

В 1929 году по заданию ВМФ США Consolidated разработала летающую лодку Model 9. Но тендер на её серийное производство выиграла компания Glenn L. Martin Company. В ответ Consolidated решила создать на базе Model 9 более совершенную лодку с закрытой кабиной — Model 22, прототип будущей P2Y Ranger.

P2Y представляла собой полутороплан с двухкилевым хвостовым оперением. Корпус — цельнометаллический, верхнее крыло — деревянное с полотняной обшивкой. Оснащалась 2 × двигателями Wright R-1820-E1 Cyclone (на поздних вариантах стояли более мощные R-1820-88, встроенные в переднюю кромку крыла). Крейсерская скорость — 189 км/ч, дальность полёта — 1899 км. Вооружение — 3 × 7,62-мм пулемёта M1919 Browning и 910 кг бомбовой нагрузки.

Выпустили 78 летающих лодок P2Y Ranger. Они стояли на вооружении ВМФ США (до 1941 года) и Аргентины (до 1949 года). По 1 лодке заказали для тестов Колумбия и Япония.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории