Найти тему
Этноmix

Ассирийцы — древние христиане Меcопотамии

Современные ассирийцы – христиане по вероисповеданию, в основном раделены между двумя резко различными направлениями христианства — Сиро-яковитской церковью (миафизиты) и Ассирийской церковью Востока (несториане). Существует также «Халдейская католическая церковь. Армяне называли ассирийцев айсорами, поэтому данное название закрепилось в справочниках и на языковых картах, сами ассирийцы его не любят. Также некоторые айсоры-католики называют себя халдеями по религиозной принадлежности. Также можно услышать такие названия как — атурая, сурая.

Где живут и на каком языке говорят

В настоящее время большинство ассирийцев, около миллиона проживают в Северном Ираке, а также в Сирии, Иране, Турции. Общины ассирийцев есть в Ливане, России, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах. На территории СНГ проживают около 70 тыс., в мире по разным оценкам от 2 до 4 миллионов.

В Армении ассирийцы являются третьим по численности народом. В страну они прибыли после русско-персидской войны, постепенно основав три села. Сейчас армянские ассирийцы занимаются садоводством, выращивают виноград и возделывают культуры. Многие из них стали интеллигенцией, занимают посты чиновников. В Грузии насчитывается около 2500 ассирийцев.

В ассирийском храме
В ассирийском храме

В Россию ассирийцы пришли еще в 1920 году. В результате Первой мировой более 100 тысяч человек спасались бегством, укрываясь в Советском Союзе. Ситуация для них усугублялась и массовой высылкой в Сибирь и Закавказье.

Ассирийцы говорят на северо-восточном новоарамейском языке, семито-хамитской языковой группы, являющимся продолжением староарамейского языка, на котором говорил Иисус Христос. В местах своего исконного проживания почти все ассирийцы были двух-, трёх-, а иногда и четырёхъязычны, владея, помимо своего родного языка, языками окружения — арабским, персидским и/или турецким.

-3

Происхождение ассирийцев

Ассирийцы считают себя прямыми потомками древнеассирийского государства, существовавшего в 2400 до н. э. — 605 гг. до н. э. Однако, сам этноним «ассирийцы» после долгого забвения появляется только в средние века. Европейские миссионеры применили его по отношению к арамеоязычным христианам современного Ирака, Ирана, Сирии и Турции, объявившие их потомками древних ассирийцев. Этот термин успешно прижился среди христиан данного региона, окруженных чуждыми религиозными и этническими элементами, видевших в нем один из залогов своей национальной самобытности.

Нам практически ничего не известно о судьбах жителей древней Ассирии, костяк которых занимал территорию северного Ирака, север Сирии и запад Турции. Получается, что территория проживания потомков ассирийцев граничила с племенами курдов, армян и семитских народов. Из ассирийцев, хурритов, субарейцев и арамейцев сложился собственно ассирийский народ.

Бог Син. покровитель Эдессы
Бог Син. покровитель Эдессы

Важную роль в становлении этноса сыграло маленькое государство Осроена в западной Месопотамии, населенное арамеоязычным и армянским населением, с центром в городе Эдесса. благодаря усилиями апостолов Петра, Фомы и Иуды Фаддея принявшее христианство в качестве государственной религии в конце II века.

Величественные колонны - это всё, что крестоносцы и турки оставили от города
Величественные колонны - это всё, что крестоносцы и турки оставили от города

В настоящее время Эдесса — это современный турецкий город Шанлыурфа в 80 км от Ефрата и в 45 км от турецко-сирийской границы. А название Эдесса, древнему городу Адма дал Селевк (358-281 до н.э.) дал по первоначальному названию древней столицы Македонии. Это место было культовым центром Сина, бога Луны, упоминавшегося как в нео-ассирийских, так и в нео-вавилонских источниках.

Территория Осроены
Территория Осроены

Существует легенда, что Осроена — первое христианское государство в мире. В IV веке Евсевий Кесарийский заявил, что обнаружил в архивах Эдессы сирийский документ, свидетельствующий о переписке царя Осроены Абгара V Уккама с Иисусом Христом. По Евсевию, Абгар, поражённый тяжкой болезнью, просит о помощи Христа, признавая его Богом или Сыном Божиим, предлагая Ему свою резиденцию для Слова Божия, и что Иисус Христос, отклоняя предложение тем, что его миссия связывает Его с Иерусалимом, обещает по воскресении своём послать к нему одного из учеников, который его и исцелит. По воскресении Христовом, продолжает Евсевий, апостол Фома послал в Эдессу Фаддея, одного из 70 апостолов, который доставил царю исцеление и распространил там христианство.

Авгарь получает Нерукотворный Образ от апостола Фаддея
Авгарь получает Нерукотворный Образ от апостола Фаддея

Приняв христианство, арамеи Осроены стали именовать себя «сирийцами» (не путать с арабским населением современной Сирии), а их язык стал литературным языком всех арамеоязычных христиан и получил название «сирийского», или среднеарамейского. Этот язык на данный момент практически мертвый (сейчас используется лишь в качестве литургического языка в ассирийских церквях), стал основой для возникновения новоарамейского языка. С распространением христианства этноним «сирийцы» приняли и другие арамеоязычные христиане, а уже в средневековье, как было сказано выше, к этому этнониму прибавилась буква А.

Ассирийцы-несториане и раскол

После принятий христианства Константином Великим в 313 году и его распространении в Римской империи, в 410 году на соборе в Селевкии-Ктесифоне произошло обособление от Рима. Таким образом Церковь Востока стала поместной церковью Сасанидской империи. Церковь Востока отвергла решения Третьего Вселенского собора, отказавшись анафематствовать Нестория и фактически приняла учение тесно связанное с несторианством, получив наименование «Несторианская церковь».

Однако, Несторий считается в Ассирийской Церкви Востока святым за свою приверженность литургии Церкви Востока, а не за его христологическое учение, отрицаемое этой церковью из-за очень древнего культа Девы Марии в этой Церкви, являвшегося её особенностью задолго до Нестория. Большинство современных сирологов согласны в том, что эта Церковь никогда не была несторианской в том смысле, в каком несторианство осудил Вселенский III Собор. С 1997 года Ассирийская церковь Востока изъяла из литургии анафематизмы миафизитских церквей и призвала их сделать то же самое в отношении неё и других диофизитских церквей.

Ассирийцы смогли сохранить христианскую веру и не раствориться в окружающем их мусульманском и зороастрийском населении. В арабском халифате христиане-ассирийцы были врачами и учеными. Они проделали там огромный труд по распространению светского образования и культуры. Благодаря их переводам с греческого на сирийский и арабский языки, античная наука и философия стали доступны арабам.

Церковь Востока
Церковь Востока

В 1552 году, когда патриархом в Церкви Востока произошел раскол и часть несториан вступила в унию с католической церковью и основала Халдейскую католическую церковь с резиденцией в Мосуле. Другая ветвь униатов, отделившаяся от миафизитов, — сиро-католики — обосновалась в турецком городе Мардин. Среди ассирийцев были также монофизиты, протестанты и православные — в 1898 году 10 тысяч человек во главе с Мар-Ионой, епископом Урмийским Ассирийской церкви Востока приняли покровительство Русской православной церкви.

Представители Халдеев у папв Римского
Представители Халдеев у папв Римского

В Москве на Дубровке в окружении обычных панельных домов действует ассирийский Храм Мат-Марьям, построенный в 1996–1998 гг. Храм является важным местом для поддержания ассирийской общины Москвы и России.

Ассирийский Храм Мат-Марьям в Москве
Ассирийский Храм Мат-Марьям в Москве

Геноцид ассирийцев в Османской империи

В 1842 году Бадр-хан-бек, курдский эмир Бохтана, «поднял знамя независимости» в районе современной турецкой провинции Ширнак и напал на ассирийцев округа Тиари, перебив до 10 тысяч человек, за поддержку ими британских колонизаторов. В январе 1895 года османские солдаты напали на населённый ассирийцами и армянами город Эдесса (Урфа), что было связано с расправой над армянами. За два дня в городе было убито 13 тысяч человек, а в округе резня продолжалась до весны, и её жертвами стало до 40 тысяч одних только ассирийцев.

Геноцид ассирийцев, 1915 г.
Геноцид ассирийцев, 1915 г.

Настоящей трагедией для ассирийского народа стала Первая мировая война. Во время этой войны руководство Османской империи решило наказать ассирийцев за «предательство», а точнее – за помощь русской армии. В ходе резни, а также от насильственной ссылки в пустыни с 1914 по 1918 г. погибло, по разным оценкам, от 200 до 700 тысяч ассирийцев, предположительно, треть всех ассирийцев. Причем около 100 тысяч восточных христиан были убиты в соседней нейтральной Персии, на территорию которой турки вторгались дважды. 9 тысяч ассирийцев были истреблены самими иранцами в городах Хой и Урмия.

Ассирийские женщины тоже служат в армии
Ассирийские женщины тоже служат в армии

Значительная часть ассирийских беженцев укрылась в 1918 году на оккупированной британцами территории нынешнего Ирака. Британцы сформировали из ассирийцев элитный корпус «лива», который охранял учреждения и нефтепромыслы, подавлял восстания, боролся с повстанцами. Семьям «лива» выделялись земли на севере страны, конфискованные у арабов и курдов за антибританские восстания. Это вызывало напряженность между ассирийцами и арабами. Летом 1933 года появились слухи, что ассирийцы хотят восстать и основать своё государство с центром в Мосуле. Иракские войска и жандармы устроили резню ассирийцев, погибло 3000 человек. Тысячи ассирийцев бежали в Сирию, откуда большинство перебралось в США.

Обычаи и традиции

Большинство ассирийцев являются прихожанами Ассирийской церкви Востока. Как и все прочие христиане, они почитают Иисуса Христа и его мать Деву Марию. Равноконечная форма ассирийского креста отличается от формы креста с распятием, она существовала задолго до возникновения христианства и служила на Переднем Востоке охранным от злых сил символом. Такой крест являлся символом солнечного божества ассирийцев, Шамаша, который являлся сыном бога луны Сина.

Бог Шамаш с крестом
Бог Шамаш с крестом

Подобный символ теперь используется также и на ассирийском национальном флаге. Имя этого бога до сих пор сохранилось в арамейском языке, теперь диакона называют «шамаша», священник – «каша», епископ — «абуна», крест – «слыва». Мар – означает «святой, великий». Так ассирийцы особо чтут Мар Гиваргиса – святого Георгия Победоносца, Мар Тума – святой апостол Фома, Мар Кипа - святой апостол Петр, Мар Ампрем-атурайя – святой Ефрем-ассириец.

Национальный флаг ассирийцев — символ Шамаша, бога Солнца
Национальный флаг ассирийцев — символ Шамаша, бога Солнца

Богослужения ведутся на старосирийском языке, на западном диалекте которого разговаривал Иисус Христос. В сирийском языке нет слова «Богородица», поэтому ее называют Госпожа Мария, «Март Мариам». Иконы для них также не являются обязательным элементом храма.

Ассирийская церковь в Москве
Ассирийская церковь в Москве

Вместе с тем, при всей религиозности многие ассирийцы любят гадать и узнавать свою судьбу. Например, с помощью особого прочтения своего имени: каждой букве алфавита соответствует свое число, с этими цифрами надо провести несколько математических манипуляций. Конечное число даст ответ на вопросы о судьбе человека. Кроме того, считается, что бусы голубого цвета могут защитить от дурного глаза.

Катыне Габбара — поэтический героический эпос современных ассирийцев. Детство Катыне напоминает детство и персидского царя Кира II Великого, внука мидийского царя Астиага, росшего пастухом и при этом выделявшегося умом и силой среди сверстников. Эпос переведен на русский язык и впервые был издан в Тегеране в 1961 году и отражает культуру и быт ассирийского народа,.

Девушка с армянскими и ассирийскими кровями. Сейчас в Армении много таких смешанных браков.
Девушка с армянскими и ассирийскими кровями. Сейчас в Армении много таких смешанных браков.

Исходя из того, что главный герой постоянно борется с невероятно сильными женщинами в образе Лилит, можно сделать вывод о том, что некогда в древности у ассирийцев существовал матриархат, не утративший актуальности и по сей день. Не зря ассирийские женщины воюют наравне с мужчинами, как, впрочем, женщины курдов и евреев.

Существует предположение, что главный герой богатырь «Катыне олицетворяет Мессию, на пришествие которого однажды для спасения его народа надеется каждый ассириец».

Особенности характера

В физическом отношении айсоры довольно хорошо развиты и отличаются крепким здоровьем. Лицо у айсора круглое, глаза черные, лоб широкий, голова небольшая, с черными волосами, грудь развитая, голос грубоватый, цвет лица смуглый. Айсоры отличаются прямотой характера и доверчивостью. Достаточно айсору на вопрос «Правда ли?» сказать: «Мижит и амин» («Правда и верь»), чтобы он поверил. Проходя мимо старшего – будь то айсор, армянин, кавказский татарин или еврей, айсор сделает непременно поклон, причем айсору скажет: «Шламалух» – «Мир тебе», а другим «Алла сахласин» – «Да сохранит Бог».

-20

Айсоры гостеприимны и щедры до нерасчетливости, сострадательны к нищим и нуждающимся. У них нет ненависти к своим соседям других национальностей: они принимают участие в общественных увеселениях, праздниках, свадьбах, похоронах своих соседей-армян и мусульман, равным образом приглашают их и к себе в подобных случаях.

Ассирийский национальные костюм

Ассирийские национальные костюмы были разнообразными, они отличались друг от друг также как 52 диалекта современного ассирийского языка.

Ассирийка из Багдада
Ассирийка из Багдада

Почти в каждой местности носили свой, определенный вид одежды и головного убора. Но судя по фото, некоторое представление составить о характере костюма можно: широкие пояса и штаны, пестрые цвета с геометрическими узорами, нередко перо в мужском головном уборе.

Сейчас повседневная одежда у айсоров местная, потому отличить можно только на специальных праздничных мероприятиях и то не везде. Богатые ассирийцы предпочитают массивные украшения в ассирийском стиле, особенно в Ираке.

-23

Свадебные традиции

Свадебные обычаи также указывают на остатки матриархата, поскольку женщина имеет право выбора, а муж после свадьбы переезжает на некоторое время пожить в доме жены. При этом на жениха возлагается выплата откупа, а также организация пира, который устраивают в доме жениха, после чего в одной комнате молодые должны провести трое суток.

Ассирийская свадьба
Ассирийская свадьба

У горных ассирийцев на сватовство предлагают девушке кольцо, которое она может надеть или отдать в знак отказа. У равнинных ассирийцев бытовал обычай похищения невесты.

Перед организацией свадебного торжества молодожены обращаются к астрологу, который подсказывает наиболее удачный день для узаконивания брака. Сейчас нравы стали немного иными, поэтому не все ассирийцы ищут пары только среди представителей своего народа.

Ассирийская свадьба
Ассирийская свадьба

Праздники ассирийцев «на Шару»

Считается, что именно благодаря ассирийцам и их торжествам у нас появилось выражение «на шару». «Шара» — один из вариантов слова "праздник". На праздники было принято угощать любого гостя, который заглянет в дом. Отказать нельзя было даже бедняку или незнакомцу.

Новый год празднуется у ассирийцев 1 апреля и называется Хаб-Ниссан. Связан он был с разливом рек Тигр и Евфрат. Разлив означал повышение плодородности почв и начало урожайного сезона. С этого времени начинался новый хозяйственный цикл, жизнь побеждала смерть. Новый год праздновали 12 дней и ночей, но главной была ночь на 1 апреля. Интересно, что для этого дня ассирийцы проращивали пшеницу. Позже этот обычай стал частью Навруза.

Пшеница и крашенные яйца на новый год Хаб-Ниссан.
Пшеница и крашенные яйца на новый год Хаб-Ниссан.

На этот праздник ассирийцы использовали священное древо жизни. Его изображали как ствол с украшенными горящими огнями ветвями, на концы которых насажены яблоки.

Хаб-Ниссан в Ираке
Хаб-Ниссан в Ираке

Одними из любимейших праздников ассирийцев являются дни святых Мар-Зайя (в январе и июне) и  Мар Шаллита (1-2 октября), день Мат Марьям (28 августа) – Успение Богородицы, в ходе которого приглашаются все люди, которым приходится жить на улице. Айсоры также отмечают все большие праздники Православной Церкви, но особенно почитают Рождество Христово, Крещение, Пасху, Вознесение, Сошествие Святого Духа, праздник святых мучеников Кирика и Иулитты.

Церковь в честь святого Мар Шаллита, селение Кочанис (Конак), Турция.
Церковь в честь святого Мар Шаллита, селение Кочанис (Конак), Турция.

У ассирийского святого Зайи, по ассирийски Шара д'Мар Зайя, существует несколько праздников в году. День рождения святого отмечается 26 мая, день смерти в первую среду января. Также существет праздник в середине июня и 13 сентября.

Мар Зайя родился в Палестине в 309 г. Согласно житию святого, Архангел Гавриил повелел назвать будущего ребенка престарелых родителей именем "Зайя" - "Сотрясающий". Греко - православные ассирийцы его тоже почитают, так как он умер в год III Вселенского собора и споры Кирилла и Нестория его обошли как бы стороной.

Церковь во имя святого Зайи и сподвижника его, святого Тавора, в Джилу, к югу от озера Ван. Сейчас турецкий Çevrecik, провинция Хаккяри.
Церковь во имя святого Зайи и сподвижника его, святого Тавора, в Джилу, к югу от озера Ван. Сейчас турецкий Çevrecik, провинция Хаккяри.

Праздник мученика Кирика и мученицы Иулитты (мать и сын, не отрекшиеся от веры и принявшие мученическую смерть во время гонений на христианство в III веке: святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и выздоровлении больных детей) как местный храмовый в Армении отмечается 28 июля и отличается от других праздников тем, что в этот день айсоры рано утром приносят общую жертву, быка или же несколько овец, а с обеда, по окончании жертвоприношения, у них начинаются общие увеселения: танцы, пиршество и т. п. Танцы оканчиваются поздно вечером, пир продолжается под открытым небом до самого утра следующего дня. На этот праздник собираются из соседних деревень армяне, которые также проводят этот день весело с айсорами; кроме танцев, молодые люди борются и джигитуют.

-30

Накануне Пасхи айсоры красят несколько сот яиц мареною (краситель, который содержится в корнях травянистого растения марены, красного цвета) и свои руки хной. В положенное время заходят в церковь слушать обедню, по выходе из церкви молодые айсоры стреляют из ружей, старики ходят по домам, поздравляют друг друга с праздником. В этот день едят арису (пшеничную кашу с курицей, уваренной до тягучего однородного состояния), а женщины, собираясь вместе, танцуют. На этот праздник девы, вышедшие замуж, возвращаются на семь дней в родительский дом, а по уходе получают в подарок или хорошую одежду, или одну корову.

Известные люди

Джуна — самопровозглашенная царица ассирийского народа

Среди известных ассирийцев России нельзя не упомянуть Дужну, в которой страcть ассирицев к астрологии нашла полное воплощение. Джуна родилась в 1949 г.в ассирийском селе Урмия Краснодарского края в семье эмигранта из Ирана Юваша Сардиса и потомственной казачки Анны Григорьевны. Джуна прославилась как как целитель и астролог. В 1997 году провозгласила себя царицей ассирийского народа.

Джуна
Джуна

Рамона-Рина Амири

Рамона-Рина Амири — ирано-канадская королева красоты и модель, которая в 2005 году стала победительницей конкурса Мисс Мира в Канаде 2005.

Клодия Ханна

Самая красивая женщина Ирака — певица и фотомодель Клодия Ханна (Klodia Hanna), мисс Ирак 2006

Ассирийская музыка

Сейчас мало кто знает народные песни и танцы, старинные обрядовые свадебные действа и соблюдает их. Из народных музыкальных инструментов в основном знают зурну и дхол, очень распространенные на Кавказе.

-34

Современная ассирийская музыка

Ассирийская музыка Ирака с архивными фото

Ассирийские танцы

Ассирийские народные танцы в основном состоят из круговых танцев , которые исполняются в одну линию, которая может быть прямой, изогнутой или и тем, и другим. Большинство танцев допускают неограниченное количество участников, за исключением Танца с саблями, для которого требуется не более трех человек.

-35

Танец Сискани включает в себя участников, которые энергично трясут плечами, энергично двигая конечностями, с упором на ноги в энергичной манере. Пульсирующий темп близок к электронной танцевальной музыке и танцевальной поп-музыке в западной музыке. Его в основном танцуют иракские ассирийцы, и впервые он был инициирован халдейскими христианами

Губбаре : Музыка быстрая, живая и приподнятая, как джига . Мизинцы сцепляются, танцоры многократно движутся вперед и назад по кругу.

Танцы Месопотамии 6-4 тыс лет д.н.э.
Танцы Месопотамии 6-4 тыс лет д.н.э.

Баблака : В отличие от губаре , участники более устойчивы, когда они не будут скакать вперед и назад на танцполе. В баблаке движение сосредоточено на руках, плечах и кистях рук.

Танзара: легенда гласит, что танец был принесен в Анатолию древними ассирийцами во время их завоевания региона в Ассирийской империи в память о боге еды и растений. Танцоры соединяются, держась за руки по кругу или линии, двигаются вперед и назад, слегка сгибая колени.

Белатый : Танец сопровождается умеренно быстрым арабским ритмом, похожим на музыку танца живота. Танцоры соединялись в круге из рук в руки, поднимали ноги в такт, делая небольшой прыжок, и пинали ногами в стороны в воздухе (это повторялось).

Чоби : современный хоровод из иракской музыки . В нем участвуют иракские ассирийцы .

Существует еще множество ассирийских танцев, о которых читайте здесь >

Читайте также: