Можете ли вы себе представить, чтобы кавказская женщина, да и не только кавказская, первая предложила вступить с ней в брак? Учитывая то, что в традиционном дагестанском обществе брачные отношения имели патриархальный характер, то проявление девушкой инициативы в выборе мужа, безусловно, не вписывается в стереотип кавказской женщины и свидетельствует об архаичности данной практики.
Кавказские обычаи сегодня известны своим строгим нравом: незамужним женщинам не разрешалось встречаться с мужчинами наедине, а замужние должны были большую часть времени проводить в отдельной женской части дома. Об этом подробно написано в статье про адаты.
В настоящее время свадебные обычаи и обряды подверглись большим изменениям. Однако раньше бытовали такие формы заключения брака, как левират, сорорат, колыбельный сговор, похищение невесты и наконец, наиболее распространенный вариант в 19-м веке как выбор невесты женихом при помощи договаривающихся сторон.
А знаете ли вы, что-нибудь о брачной инициативе женщин в старом Дагестане?
Как показывают источники, они имели место в основном у аварских субэтносов, андийцев, даргинцев и, за редким случаем, у лакцев.
У хваршин, чамалал, андийцев и лакцев, практиковался обычай, брачной инициативы женщин, по которому вдова или возрастная девица, открывала имя избранника и им мог быть даже женатый мужчина.
У андийцев этот обычай назывался «цIцIер – джабир» («назвать имя»), при котором девушка брачного возраста могла сама себе выбрать мужа, назвав имя понравившегося ей юноши. При этом соблюдался определенный ритуал, когда представитель сельской общины должен был в сопровождении свидетелей подняться на крышу дома девушки и через дымоход просил ее назвать имя юноши. Примечательно и то, что для юноши это могло оказаться полной неожиданностью, а его отказ считался предосудительным в глазах общества.
У дидойцев (цезов) в отсутствии отца и братьев девушки старшина или дибир подходили к дверям или к окну дома, где она жила, и просили ее назвать имя какого-либо неженатого юноши села. После того как девушка называла имя избранника, его ставили в известность, и он должен был жениться на ней.
В других аулах цезов девушка или вдова не только произносила имя избранника, но одновременно прилюдно бросала в него подошву (бата) вязаной обуви гедоби или ударяла ею его. Удар нередко заменял произнесение имени конкретного лица. Обычай назывался бата цалъих – «ударить батой», или просто бата.
Избранные мужчины при желании могли отказаться от брака, но лишь при уплате штрафа довольно солидного размера (зерном, мукой или курдючным салом, шедшими в доход общества). Развестись с нежеланной женой им предоставлялось право только по прошествии «половины луны» или иного оговоренного срока.
А еще у хваршин и некоторых других народов дело обстояло еще жестче: девушка могла сама прийти в дом мужчины даже женатого и объявляла, что никуда отсюда не уйдет. И поверьте, ее никто и не выгонял. По этой причине многоженство в то время было частым явлением у хваршин.
У лакцев, согласно обычаю «къурмямяв», девушка, с наступлением брачного возраста, выходила к мечети или поднималась на крышу ближайшего дома и могла назвать имя юноши, за которого хотела выйти замуж. У лакцев существовал и другой обычай, где девушка, выбрав момент, когда все мужчины собирались в одном помещении, тайком под-ходила к окошку снаружи и громко называла имя желанного юноши, а затем свое имя, при этом, что обычай требовал, чтобы семья названного немедленно начинала сватовство. Схожий обычай ирмъав существовал и у цахуров.
Аналогичные обычаи встречаются у лезгин и дербентских азербайджанцев, когда девушка в ночное время выходила на крышу своего дома и начинала кричать, что хочет замуж. И тогда родственники начинали искать ей жениха. Хорошо, что у современных женщин вместо крыши имеются соцсети, не каждая осмелится на такой поступок.
У ботлихцев существовал специальный день, «ЦIайя мигьи бацIаб зив». Название буквально означает «когда солнце достигло звезды», то есть время между зимним и весенним солнцестоянием, около 6-го февраля. В этот день глашатай объявлял о наступлении этого дня и добавлял: «кто разводится разводитесь, а кто женится женитесь». Объяснялось это тем, что в старые времена в это время могли закончиться съестные запасы и развод с новой свадьбой был нужен для того, чтобы выжить.
У чамалал обычай заключался в том, что девушка могла потребовать брака с любым мужчиной села, если он при случайной или и преднамеренной встрече загородит ей дорогу или слегка дотронется до нее. После объявления о случившемся, родственники девушки требовали брака, а она сама, до начала переговоров о сватовстве оставалась в доме «оскорбителя».
Имамом Шамилем в некой степени восстановлен этот обряд. Он заключается в принуждении родителей совершеннолетних девиц к скорейшей выдаче их замуж. Принуждателем выступал наиб. Он разговаривал с мужчинами рода, где живет девушка и обязывал искать ей жениха. Мысль прекрасная и, по словам Шамиля, «вполне соответствовавшая характеру горцев», но некоторые наибы опять же все делали по-своему. В каких-то селениях наибы просто вызывали к мечети свободных женщин и мужчин, выстраивали параллельно, и давали женщинам возможность выбрать себе мужа.
В Цумадинском районе акт расторжения брака был довольно простым: акт расторжения брака был довольно простым: муж при свидетелях переступая порог дома, трижды громко произносил «талак» с именем жены. Без этой церемонии, даже фактически не живущая с мужем женщина считалась занятой и не могла выйти замуж за другого. ⠀ Окончательно разведенная женщина могла вернуться обратно, лишь пройдя обряд «временного брака» с другим мужчиной. Для этого в обществе выделялось несколько мужчин, которые зарабатывали на этом неплохие деньги. К ним приводили женщин из «бывших» жен, платили им за временную женитьбу на них и через 3-5 дней, по договоренности с бывшим мужем, они должны были развестись. ⠀
Таких мужчин знали все в округе, к ним приводили жен даже из соседних обществ. Их называли « ХIоло жикIо ». Для отличия от остальных мужчин общества он носили коричневые папахи с белыми пятнами. И были в некой степени уважаемыми людьми. ⠀
Конечно же на этой почве случались и курьезные ситуации. Иногда хIоло жикIо отказывался разводиться с понравившейся ему женщиной и оставался с ней жить в качестве законного мужа. А иногда хIоло жикIо в конце оговоренного срока отказывался разводиться пока ему не заплатят ещё денег за развод. Конечно, страдающие от любви бывшие мужья шли на многое, чтобы вернуть хозяйку в дом. ⠀ После развода с хIоло жикIо , бывшие мужья забирали своих бывших жен и приводили их в дом своих родственников на хранение. Те конечно же оберегали их как могли, присматривали за ними, а по истечении трех месячного срока вновь выдавали замуж за бывших мужей.
В селении Тлалух Чародинского района в старину бытовал такой обычай. Старейшины аула собирали один раз в году всех девушек и женщин, которые по разным причинам не вышли замуж. Собирались также все холостяки-мужчины. Все приходили нарядно одетыми. По разрешению старейшины ведущий произносил имя девушки и говорил: "Человек не должен жить один. Пора ей иметь спутника. Назови имя". Если девушка смелая, она могла сразу произнести имя своего избранника из тех, кто присутствовал. Но если девушка стеснялась, то из толпы ее закидывали мелкими камушками до тех пор, пока она не скажет имя избранника…
Как известно, Кавказ славится своими обычаями гостепиимства. По мнению этнографов, в древнее время обычаи гостеприимства были частью обрядов включения чужеземцев в общину, подразумевавших различные формы обмена (кровью, поцелуями, оружием), в том числе и женами. Такой обряд «эквивалентен совместной трапезе». Подобное сексуальное гостеприимство существовало у народов севера до последнего времени, о чем подробнее можно прочитать в статье о гостевом гетеризме.
Автор этой статьи во время пребывания в Ботлихе услышал следующую легенду. Якобы в некоем ауле путника как самого дорогого гостя укладывали рядом с дочерью или женой хозяина. Между ними втыкали кинжал. И если гость не нарушил честь девушки, то утром она ему приносила кувшин с водой. Если же девушка гостю воду не приносила, то его по традиции провожали до края аула и там стреляли по нему из сторожевой башни.
В случае с этой легендой у меня возник вопрос, а зачем все так усложнять и класть мужчину рядом с женщиной? Возможно в этой легенда дошел отголосок гостеприимного брака с древнейших времен. Тем более, что подтверждение таким традициям находится в археологии кобанской культуры со множеством фаллических фигурок как женских, так и мужских. Сейчас они не выставлены в музеях, чтобы не смущать жителей Кавказа, однако их изображения можно найти в музейных архивах и в специализированной литературе.
Выше приведены бронзовые статуэток, принадлежащих к кобанской культуре Кавказа, 6-5 в д.н.э., говорящие о том, что в те времена нравы кардинально отличались от современности.
Безусловно, проявление женской свободы в выборе мужа не совсем вписывается в гендерную роль и стереотип кавказской, да и не только кавказской женщины. Но все это лишний раз заставляет нас по-новому взглянуть на ее роль и место в традиционном обществе. По всей видимости, брачная инициатива женщин — это отголосок древнейших обычаев автохонного населения Кавказа, потомков кобанской культуры бронзового века, существовавшей в 8-3 вв д.н.э., так как сохранились они у по большей части у горских народов, причисленных сейчас к аварским субэтносам. Возможно, эти обычаи отражают отголоски права материнского рода, когда браки заключались преимущественно по инициативе девушки.
Многие, прочитавшие эту статью глазам своим не верят, что эти факты имели место. Однако, мир сложнее, чем нам порой кажется. Все факты, приведенные в статье основаны на научных работах, прошедших рецензию, а именно:
1. Вебер М. Избранные произведения. http//www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/veber/tip_gosp.php
2. Цадаса Г. Адаты о браке и семье аварцев в XIX – начале XX в. // Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв.: Архивные материалы / Сост., предисл. и прим. Х.-М. Хашаева. – М.: Наука, 1965. – 280 с.
3. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. – М., 1890. Т. 2. – 303 с.
4. Чурсин Г.Ф. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. // Науч. ред. Р.И. Сефербеков. – Махачкала: ДНЦ РАН, 1995. – 86 с.
5. Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин в XIX – начале XX века //УЗ. ИИЯЛ. – Махачкала. Дагфилиал АН СССР. 1964. Вып.XII. – С. 133–154.
6. Руновский А. Дневник полковника Руновского // Акты, собранные Кавказской археограф. комис.1904. Т.12.
7. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. 1868. Вып.1.
8. Алиханов-Аварский А.М. В горах Дагестана: Путевые впечатления и рассказы горцев // Кавказ. – 1896. – № 234.
9. Львов Н. О нравах и обычаях горцев // Кавказ. – 1867. – № 71.
10. Агларов М.А. Андийская группа народностей в XIX – начале XX в.: Дисс. …канд.ист.наук. – Махачкала, 1968. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, Ф.3. Оп.3. Д. 67.
11. Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности у андийцев // Советская Этнография. – 1964. – № 6. – С. 130–136.
12. Булатова А.Г. Лакцы (XIX – начало XX века): Историко-этнографические очерки. – Махачкала: ДНЦ РАН, 1971. – 194 с.
14. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX. – М.: Наука,1985. – 359 с.
15. Курбанов К.Э. Брак и свадебные обряды цахуров в XIX – начале XX в.// Вопросы истории и этнографии Даге-стана. – Махачкала, 1974. Вып. V. – С. 131–150.
16. Алиева У. Эмансипация по-тлалухски // Дагестанская правда. – 2003. – 4 апреля. – № 68. 17. Семейные адаты народов Дагестана. http//www.moidagestan.ru/blogs/48334/36635
18. Агларов М.А. Формы заключения брака…– C.132.
19. Алигаджиева З.А. Свадебная обрядность аварцев (традиции и инновации). – Махачкала: ФГБУН ИИАЭ ДНЦ РАН, 2015. – 210 с.
20. Лугуев С.А. Дидойцы (цезы): Историко-этнографическое исследование (XIX– нач. XX в.). 1987 г. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 3. Оп. 3. Д. 671.
21. Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы. XIX – нач. XX вв.: Историко-этнографическое исследование. – Махачкала: ДНЦ РАН, 1994. – 246 с.
22. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. – 412 с. 23. Семейные адаты народов Дагестана. http// www.moidagestan.ru/blogs/48334/36635
24. Ибрагимова Марьям. Имам Шамиль http// www.litmir.info/bd/?b=231453
Читайте также:
- Мосуо — последний оплот матриархата и рай феминисток >
- Полиандрия или многомужество у народов мира >
- Японская традиция Ёбаи >
- Все народы Дагестана >
- Брачные обычаи славян >