Таты — кавказские персы Дагестана и Азербайджана.
Численность татов указать сложно из-за того, что это, пожалуй, самый путанный народ Кавказа. Дело в том, что татов часто путают с горскими евреями, которые в советский период стали записывались в таты. К тому же татов путают с иранским народом тати, проживающим на северо-западе Ирана. Путаницу усугубляет тот факт, что все три народа говорят на одном языке персидской группы. Однако татов от евреев можно отличить по религиозной принадлежности, так как таты исповедуют шиизм или суннизм, наложенный на более ранний пласт зороастризма, в то время как все евреи исповедуют исключительно иудаизм.
В 1970-1980-е годы были предприняты значительные усилия подвести научную базу под надуманный тезис «таты и горские евреи — это этноге- нетическое единство, искусственно разделенное по конфессиональному признаку». Все дело в том, что евреи, под влиянием антесемитских настроений в СССР, скрываясь под именем татов и увеличивая численность последних добились того, что у них был собственный печатный орган и государственная поддержка татских общин. Это было выгодно также и татам, поэтому они не имели ничего против.
Численность татов в Дагестане составляет около 12 тыс. человек, однако в это число входит, несомненно, и часть горских евреев, называющих себя татами. Численность татов в Азербайджане — от 10 до 25 тыс.
Этноним “тат” — термин тюркского происхождения, данный кочевниками-тюрками оседлому персоязычному населению. Тем не менее, в Азербайджане в настоящее время известны и другие локальные самоназвания отдельных групп татского населения — «парси́», «даглы́» и «лохиджи́». Термин «парси» вплоть до настоящего времени используется татами Апшерона (пос. Балаханы, Сураханы) как самоназвание.
Во избежании путаницы, отмечу, что этноним «парси» в качестве самоназвания используют и другие группы персоязычного населения в Афганистане, а также зороастрийцы Индии, так называемые парсы.
В Дагестане таты были расселены в предгорной зоне, западнее Дербента, в самом Дербенте. Они живут в них, смешавшись с местным азербайджанским населением, в подавляющем большинстве считают себя азербайджанцами. В своих семьях и в селениях Верхний Джалган и Верхний Митаги таты говорят на родном языке, а в остальных селениях — на азербайджанском. В местных школах дети из татских семей в качестве родного языка изучают азербайджанский.
История татов
Появление татов на Кавказе, в частности в Дагестане, связано с экспансией Сасанидов на Восточный Кавказ. С целью обезопасить северные границы от вторжения кочевников иранские властители разместили здесь укрепленные поселения, население которых - воины-колонисты - служило серьезным ограждением от неспокойных соседей. В 387 г. по договору с Византией Иран держал на Кавказе укрепленные поселения и крепости. Предки современных татов и горских евреев на Кавказе как раз и были этими колонистами.
После прихода в регион арабов (VII—VIII вв.) началась исламизация значительной части местного населения. С XI века сюда стали проникать племена огузов, возглавляемых династией Сельджуков; началось постепенное формирование азербайджанского языка. Видимо, в ту же эпоху за закавказским диалектом персидского языка закрепилось внешнее название «тат», «тати».
С периода раннего средневековья в области духовной и материальной культуры татов преобладают общедагестанские черты с весьма заметным влиянием традиционной культуры азербайджанцев.
Еще в советские времена от татов можно было слышать о том, что апшеронская нефть принадлежит, прежде всего, татам, чьей родиной является Апшерон.
Интересно отметить, что татский клан Апшерона сыграл роль в поддержке Г.Алиева и благодаря нему приобрел новые позиции не только в Азербайджане, но и в Москве.
С тех пор число татов увеличилось в силовых структурах, в сфере культуры и управлении. Политики говорят, что сейчас Азербайджаном управляет семья Алиевых, при опоре на нахичеванский и татский кланы.
Традиционное хозяйство и культура
Основным видом традиционного хозяйства татов являлось земледелие. Из злаков выращивалась главным образом пшеница, с XIX в. - кукуруза. Хорошо были развиты садоводство, виноградарство, бахчеводство, огородничество, большое место занимало, особенно в 40-70-е годы XIX в., мареноводство.
Кроме того, таты содержали крупный рогатый скот (быков, коров, буйволов) и овец, разводили птицу. Многие таты в осенне-зимний сезон нанимались работниками на нефтяные и соляные промыслы, подрабатывали в рыболовецких ватагах.
Заметное распространение среди татов получили ковроткачество, рукельские ковры считаются одними из лучших в Южном Дагестане.
Самое главное достояние татской культуры — национальная поэзия. Наглядным примером выступают рубаи — четверостишия, которые стали популярны на всем Ближнем и Среднем Востоке. Рубаи являются лирическими стихами, в которых фигурируют философские размышления о мироздании. Другим популярным направлением в поэзии стали баиты, представляющие собой двустишия. Из баитов состоят рубаи и газели.
У татов несильно развито музыкальное искусство, однако они являются прекрасными рассказчиками. Сказки рассказывают про людей, животных и волшебство. Каждая сказка преследует цель порадовать остроумностью и стать поучительной для читателя.
Особенности характера и традиции
Условия социальной и политической жизни веками вырабатывали у татского населения внутриэтническую сплоченность и некоторую отчужденность по отношению к иноэтническому окружению. Скупость в средствах мимики и жестов, в средствах речевого общения, эмоциональная сдержанность в какой-то степени выделяет тата и в наши дни. Во время разговора с татом нужно быть готовым к длительным театральным паузам.
Согласно сложившимся нормам, группа беседующих татов как бы совершенно не замечает проходящей мимо женщины, девушки. Тем не менее, при ее приближении шутки и смех на время прекращаются, а разговор прерывается. Возобновлялось прежнее общение после некоторого отдаления проходящей. Впрочем, правила благовоспитанности требовали от девушки или молодой женщины обходить по возможности стороной подобные собрания.
В основе традиционной этики поведения татов лежит стремление продемонстрировать уважительно-доброжелательное отношение к собеседнику, встречному, не теряя при этом своего достоинства. Уважительное отношение к старшему вообще, в частности к старшему родственнику, лежало во главе угла норм общественного поведения.
Как и некоторые другие группы населения Дагестана (горские евреи, кубачинцы, губденцы, балхарцы), таты представляли собой относительно закрытую субэтническую общность: внеэтнические браки у них были крайне редким явлением.
Закрытость татов прослеживается также и в семейном укладе. Как невеста и жених, так и молодые супруги неукоснительно придерживались обычаев избегания и семейных запретов: невеста избегала встреч с родственниками и родственницами жениха (мужа), не называла мужа и его родственников по именам, не подходила к мужу с вопросом или по делу в присутствии посторонних и т.д. Обычаев избегания и запретов придерживался также и жених.
У татов соблюдался обычай одаривания новорожденной предметами женской одежды для взрослого человека с подтекстом: “пусть живет долго”.
В духовной культуре народа много общедагестанских черт, наблюдается здесь также и азербайджанское влияние. Последнее наиболее отчетливо отразилось в фольклоре. У татов-мусульман были примерно те же рудименты домонотеистических представлений, что и у остального большинства дагестанцев (черти, джины, девы, оборотни, духи гор, рек, полей, лесов и т.д.).
Как и другие мусульмане Дагестана, таты-мусульмане торжественно отмечали и отмечают сейчас такие религиозные праздники, как день поминовения родных и день окончания поста: люди одеваются в праздничные одежды, посещают родных, близких и односельчан с подарками и поздравлениями, устраивают коллективные моления и трапезы и пр.
В начале третьей декады марта празднуется старинный зороастрийский праздник нового года: накрываются праздничные столы, разжигаются костры, исполняются песни и танцы, повсюду царят шутки, смех и розыгрыши. До начала первых десятилетий XX в. в татской среде бытовал обычай сжигания на новогодних кострах небольшого антропоморфного соломенного чучела, что очень похоже на русскую масленицу или индийский праздник холи.
Одежда татов
В традиционной одежде татов отразилось заметное влияние азербайджанской культуры. Мужчины носили рубахи и узкие штаны из домотканого сукна, с XIX в. рубахи шились уже преимущественно из сравнительно дешевых фабричных тканей. Верхней плечевой одеждой служил архалук, нередко черкеска с газырями. Овчинных шуб таты не носили. Голова покрывалась овчинной папахой, на ноги надевались сапоги с высокими или укороченными голенищами.
Женщины носили длинные туникообразные рубахи и широкие в шаге штаны. Среди женщин распространены были и отрезные по талии модели платьев, а также распахнутое сверху донизу приталенное платье с длинными широкими рукавами и широкой юбкой. Женский архалук, нередко стеганный на вате (зимний вариант), шился в основном из дорогих тканей - шелка, бархата, парчи. Голова покрывалась чепцом-накосником чухту, украшенным у девушек и молодых женщин серебряными монетами, цепочками и розетками.
На ногах женщины носили сафьяновые, бархатные, парчовые башмаки с каблуками и без них. Женщины-татки любили украшать себя бусами, кольцами, перстнями, браслетами, серьгами, ожерельями, изделиями типа колье, кулона и т.д. - золотыми и серебряными.
Читайте также:
- Как евреи появились на Кавказе >