В 1969 году началась активная разработка нового мотоцикла ИЖ Д15. Главной особенностью техники стало наличие движка объемом 500 см3 повышенной мощности. Специально для новинки разработали 3-ех вальную 5-ступенчатую коробку передач.
Основной фишкой нового движка можно считать даже не увеличенный объем, а специально разработанную систему раздельной смазки. Все вы наверное помните сизый дым выхлопных труб от мотоциклов ИЖ, который являлся главным спутником мотоцикла. На рубеже 70-ых эту проблему решили. По крайней мере на ИЖ Юпитер 500.
Подача масла в топливо обеспечивалась в зависимости от оборотов. Отныне в камере сгорания не было лишней смазки, которая убивала свечи. При этом для моторного масла была отдельная емкость. Откуда масло подавалось в топливо.
Это позволило серьезно снизить расход масла, по некоторым сведениям до 3-ех раз. Практически пропала проблема избыточного образования нагара в камере сгорания и закоксовывания глушителя. Мотор отлично запускался и стабильно работал в любых режимах.
Для питания довольно объемного движка было задействовано два карбюратора.
Была применена 12-вольтовая электросистема. Конструкторы пытались внедрить гидравлические тормоза. По крайней мере для заднего колеса и колеса люльки.
Для ИЖ Юпитер 500 сконструировали новую дуплексную раму. Планировалось, что мотоцикл отправится на конвейер уже в 1973 году. Но в ходе приемочных испытаний госкомиссия выяснила, что прочность рамы не достаточна и проект закрыли.
Мотоцикл, так и не ставший серийным по сути стал донором некоторых разработок для последующих моделей. Например, раздельную систему смазки применяли на легендарной модели ИЖ Планета Спорт.
Рассмотрел Юпитер 500 поближе и решил показать своим подписчикам. Вот этот красавчик.
Мотоцикл стоит в Музее техники Вадима Задорожного. Полагаю, что к нему и люлька полагается, но рядом бокового прицепа не обнаружилось.