Ощущение полного контроля и управляемости автомобиля водителю дает безотказное использование тормоза. Когда тормозная система не срабатывает («пропали» тормоза) в первые секунды может возникнуть ощущение беспомощности, но не стоит паниковать, даже в случае отказа этой важной детали, водитель может безопасно остановить машину.
В статье расскажем почему система может не сработать, как действовать водителю на заснеженной, обледенелой трассе, если отказали тормоза какие профилактические мероприятия можно предпринять, чтобы не знать что такое отказ тормозной системы машины.
СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ ЗИМОЙ
Зимой автомобиль испытывает на себе повышенные нагрузки: мокрая, обледенелая или заснеженная дорога, перепады давления, температур и повышенная влажность влияет на эксплуатацию машины. Потеря управления автомобилем часто создает аварийные ситуации и серьезные ДТП.
С точки зрения тормозной системы, можно выделить следующие особенности торможения зимой:
- зимой тормозная система испытывает на себе повышенный износ;
- в холода все технологические жидкости густеют, в том числе и тормозная. Особенность в том, что в нее попадает вода и если влаги накопится слишком много, жидкость может застыть;
- скользкая дорога обязывает водителя аккуратнее обращаться с педалью тормоза и соблюдать определенные правила зимнего торможения;
- промерзание металлических и резиновых деталей и механизмов, например, тормозные колодки могут примерзнуть и не функционировать.
ЗИМНИЕ ПРАВИЛА ТОРМОЖЕНИЯ
- Из-за слякоти, снега и гололеда зимой легко потерять сцепление колес с дорогой, поэтому необходимо перейти на более плавное и аккуратное вождение без резких разгонов и торможений. Помнить о том, что тормозной путь увеличивается. Следите за тем, чтобы на машине стояла хорошая оптика, если освещенности недостаточно, стоит установить светодиодные фары.
- Тормозите заранее, любые резкие нажатия на педаль могут обернуться заносом. Плавно сбрасывайте скорость колес при помощи коротких и регулярных нажатий. Блокировка колес резким толчком недопустима.
- На больших площадках практикуйте комбинированную остановку: заранее переключайтесь на пониженные передачи и тормозите по чуть-чуть. Главное понижать передачи постепенно, следить за оборотами и не допускать резкого переключения с повышенной на пониженную скорости, так можно вывести из строя коробку передач и двигатель, полностью потерять управление над автомобилем.
- Обязательно держите дистанцию и не превышайте скорость.
- Перед перекрестком начинайте торможение заранее, после включения зеленого сигнала светофора не срывайте с места, плавно нажимайте на педаль газа.
ABS
Система ABS не позволяет тормозу блокировать колесо. Она помогает тормозить на зимней дороге, облегчает передвижение новичкам. Можно смело жать на тормоз и не отпускать до полной остановки автомобиля. Оборудованные системой автомобили останавливаются в два раза быстрее. Но стоит учитывать, что на скользкой дороге, при большой скорости, датчики системы могу считать информацию не совсем корректно, что значительно увеличит тормозной путь.
ПРИЧИНЫ ОТКАЗА ТОРМОЗОВ
Вариантов может быть много, вот наиболее распространенные:
- система потеряла герметичность и образовалась утечка тормозной жидкости;
- вышли из строя тормозные шланги;
- под педаль что-то попало и блокирует нажатие;
- стертые или потерянные тормозные колодки;
- масло попало на барабаны, диски и колодки;
- элементы тормозной системы заклинило;
- залита поддельная тормозная жидкость низкого качества;
- вакуумный усилитель вышел из строя.
Чтобы не произошло, главное не терять самообладания, не пытаться сразу предпринять радикальные меры: не стоит выпрыгивать из машины на ходу или пытаться во что-то врезаться. В 9 из 10 можно затормозить без радикальных способов.
5 СПОСОБОВ ЗАТОРМОЗИТЬ
- «Продавить»
Проблемы с нажатием могут возникнуть из-за неравномерного износа или разрешения тормозных колодок, в таком случае педаль тормоза застопоривается и не поддается. Если педаль провалилась в пол, вероятнее всего через негерметичные уплотнения цилиндров в систему попал воздух. В обоих случаях ситуацию можно решить и затормозить автомобиль, чаще всего тормозная система состоит из двух независимых контуров, они выполняют одинаковые функции или дополняют друг друга.
Что делать? Продолжать отрывисто и поступально нажимать педаль тормоза, должно быть ощущение как от подкачки. 5-10 нажатий могут восстановить давление в системе. Если педаль не нажимается совсем, возможно под нее попал какой-то предмет. Попросите пассажира посмотреть, и достать то, что мешает. Если вы едете без пассажиров, постарайтесь обнаружить и аккуратно достать завалившуюся вещь, не отрывая взгляд от дороги и не отпуская руль.
- Затормозить двигателем
Этот способ остановить машину с отказавшими тормозами можно применить после неудавшегося продавливания или одновременно с ним. Никогда не поздно попытаться тормозить передачами. Здесь схема действий для механической и автоматической коробок передач немного различается. На механике постепенно переключайтесь с более высокой передачи на более низкую, не стоит переключаться сразу с 5-ой скорости на 2-ую, можно повредить трансмиссию. Плавно нажимайте на сцепление, мягко отпускайте и нажимайте на тормоз – такая последовательность поможет заднеприводной машине не потерять сцепление с дорогой. В машинах с передним приводом на тормоз стоит нажимать после полного отпускания педали тормоза. На автомате нужно перейти в ручной режим управления и понижать скорость.
- Использовать ручной тормоз
Если скорость высокая, парковочный тормоз лучше не трогать, иначе будет занос. Если скорость небольшая, то можно попробовать плавно, поступательными движениями затормозить механическим ручником, увеличивайте усилие постепенно. Замедлить движение автомобиля может помочь и электронный стояночный тормоз. Одного нажатия будет недостаточно, необходимо зафиксировать кнопку. Активируется экстренное торможение, при котором электромоторы зафиксируют колодки с дисками. Это более эффективный вариант, нежели торможение классическим механическим ручником, потому что электромеханический ручник взаимодействует ABS и ESP, поэтому он может быть применен даже на относительно высокой скорости.
- Маневрировать
Если скорость низкая, то можно попробовать затормозить при помощи перестроения автомобиля из ряда в ряд, это дополнительное осложнение для движения машины вперед, оно поможет остановиться. Может помочь и попытка заезда в небольшую горку. Опытные водители в условиях пустой площадки без людей, машин и препятствий, на скорости менее 30 км/ч могут попробовать применить маневр 2-х последовательных поворотов автомобиля на 180 градусов, который называют «полицейский разворот».
- Использовать препятствия
Этот вариант актуален только для экстренных ситуаций, например, заклинивание элементов тормозной системы произошло на большой скорости. Спуск, впереди обрыв, водный объект и другие угрожающие жизни и здоровью ситуации. Такой способ требует хорошего водительского опыта. По возможности стоит выехать на обочину, «притереться» к препятствиям бортом. Самым «щадящим вариантом» могут стать кусты, сугробы и бордюры. Не совсем хороший, но возможный вариант: отбойники, заборы и бетонные плиты. Также спасти может столкновение с автомобилем, лучше всего грузовиком-тихоходом с противооткатным брусом.
ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ НУЖНО
- Терять самообладание и предпринимать экстренные меры до того, как создастся экстренная ситуация;
- включать заднюю передачу, защита «от дурака» не даст включить «реверс», а трансмиссия может выйти из строя;
- заглушать двигатель, не выключая зажигание, так вы лишитесь электро и гидроусилителя руля, это сделает машину еще более неуправляемой.
ПРОФИЛАКТИКА
Ситуация, когда тормоза не сработали может произойти с каждым автомобилистом, но те, кто регулярно обслуживает автомобиль и заранее готовиться к зиме сталкиваются с такими ситуациями значительно реже.
- Регулярно заменяйте тормозную жидкость в системе. В нее попадает вода, которая накапливается и, застывая при отрицательных температурах, может создавать ледяные пробки.
- Проверяйте протечки. Зимой заметить даже сильную течь сложно, тормозная жидкость может быть и прозрачного цвета, заметного пятна на асфальте под машиной не оставит.
- Вовремя обслуживайте тормозные колодки, следите за состоянием, при необходимости сразу заменяйте.
- Не ставьте машину на ручник, колодки могут примерзать, что скажется на их функциональности.
- Следите за предметами в салоне. Стаканчики и бутылки ставьте в подстаканники, не складывайте вещи на приборную панель, не держите вещи в карманах, из которых они могут выпасть вам под ноги.
Потеря тормозов – одна из самых неприятных и потенциально опасных ситуаций на дороге. В этом момент важно не только справиться с паникой и волнением, но и владеть обстановкой. В зимнее время, когда световой день очень короткий, нужен яркий световой луч и широкий обзор, чтобы вовремя увидеть и оценить препятствия, спокойно маневрировать и справиться с ситуацией. Максимально яркий, разрешенный автомобильный свет дают светодиодные фары, они излучают яркое свечение, схожее с дневным светом, хорошо освещают вертикальные и горизонтальные препятствия перед автомобилем и на обочине, устойчивы к ударам.