Когда мне впервые встретилась эта посудина в московском парке Кузьминки, в голову закралось подозрение: батюшки, не катер ли вмерз в лед на всю зиму?
Вот и впрямь: идешь по парку, гуляешь и наталкиваешься на картинку – некий катер посреди озера среди белых льдин.
Катер стоит молча. Никого, вроде бы, в нем нет. Что приходит в голову? Верно: мысль, что катер в озере заморозили. Даже жалко бедолагу. :)
Но что это за посудина? У меня было несколько предположений:
- катер на воздушной подушке;
- аэролодка/аэрокатер;
- аэросани-амфибия с надувным корпусом по типу надувной лодки…
Прогуливающиеся же вокруг люди отвечали в таком духе: «Обалдеть, это аэросани!», «Это же СВП – судно на воздушной подушке! Прикольно, что у нас такие есть; мы думали, они только на больших водоемах используются!»
И каково же было мое удивление, когда этот катер вдруг неожиданно взревел, приподнялся надо льдом (словно бы встал на дыбы), тронулся с места и стал нарезать круги по озеру.
Стало точно видно, что это все-таки спасательный катер-амфибия на воздушной подушке. Видимо, он нужен, чтобы незадачливых рыбаков и прочих «любителей погулять по тонкому льду» вытаскивать.
Для тех, кто не в курсе: это весьма любопытный самоходный транспорт.
Он может передвигаться по любой относительно ровной поверхности: воде, снегу, льду, болоту, «опираясь» на воздушную подушку, создаваемую специальным нагнетателем воздуха под гибким корпусом-юбкой.
Движение осуществляется за счет толкающего воздушного винта, в струе которого установлены рули поворота.
Известны СВП уже почти век, 1-ые реально действующие образцы были построены в начале 1930-х гг. Особенно приятно, что пионером в их создании стала именно наша страна.
«Летающие торпедные катера» были созданы замечательным советским конструктором Владимиром Израилевичем Левковым.
Катер Л-5 на испытаниях развивал скорость до 73 узлов (135 км/ч!), что было совершенно немыслимо для кораблей того времени.
Поведение неведомых машин (особенно мощных Л-11 и Л-13, созданных в 1939 г.) вызывало большое изумление у моряков, случайно увидевших неизвестный им «пролетающий» мимо катер.
Так, один вахтенный, удивленный зрелищем, внес в вахтенный журнал запись: «Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу…»
До 1941 г. под руководством конструктора было построено 15 катеров с водоизмещением от 2 до 15 тонн и был разработан 30-тонный катер.
К сожалению, начавшаяся война помешала дальнейшим испытаниям. По ряду объективных причин катерам Левкова не удалось принять участие в боевых действиях.
Для нашей страны с ее бескрайними заснеженными просторами, огромными заболоченными пространствами, множеством озер и рек, часто перемежаемых мелями, этот вид транспорта стал просто бесценным.
Ведь, к примеру, в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях чуть ли не по полгода передвигаться можно только на таких вот амфибиях.
СВП могут двигаться даже над заторами сплавляемых по реке бревен и над речными перекатами, выходить на каменистый берег и преодолевать глубокие рвы.
Во многие отдаленные районы на другом транспорте просто не добраться, ведь даже вертолеты не везде применимы по ряду причин (например, из-за нелетной погоды).
К тому же, их количество и радиус действия ограничены, они значительно дороже в эксплуатации, требуют квалифицированного обслуживания и опытных пилотов.
А СВП успешно справляются с перевозкой пассажиров и доставкой грузов, спасением людей (в том числе в виде скорой помощи), охраной правопорядка и многими другими задачами.