Найти тему
Вокруг мотоциклов

Мотоциклы СССР, которые так и не сошли с конвейера завода

Оглавление

Мотоциклы советского мотоциклиста выпускались во многих городах. В Ижевске – Ижмаш выпускал мотоциклы марки ИЖ, «Планета» и «Юпитер», в Кврове ЗиД – мотоциклы «Ковровец» и «Восход», в Минске ММВЗ – мотоциклы «Минск», В Киеве КМЗ – мотоциклы «Днепр» (они же – МТ), в Ирбите ИМЗ – мотоциклы «Урал» (они же – М), в Туле ТМЗ – мотороллеры «Тулица» и «Муравей», Вятские Поляны ВПМЗ – мотороллеры «Вятка» и «Электрон»; Львов ЛМЗ – мопеды «Верховина» и «Карпаты», «Красная звезда» («Саркана звайгзне»)в Риге РМЗ - мопеды «Рига», «Дельта» и «Мини», Чешская ЯВА

Советские конструкторы, задействованные в мотопроме всегда отличались новаторскими идеями и искренней любовью к двух и трёхколёсной технике. Творческий процесс продолжался даже ночью, в выходные и праздники. Но препятствия всегда были на пути к воплощению чертежей в реальные модели которые сойдут с конвейера одного из мотоциклетных заводов.

То госкомиссия не пропустила очередную 250 кубовую модель ЗиД, ввиду того, что характеристики недорогого, мощного и лёгкого мотоцикла заинтересуют покупателей и снизят продажи ИЖей. То новые разработки четырёхтактных ИЖей не нашли финансирования и т.д.

Таких примеров история советского мотопрома помнит множество. Некоторые перспективные на тот момент модели мотоциклов так и остались в чертежах. Другие были выпущены в ограниченном количестве экземпляров, но на конвейер так и не попали.

О них сегодня и поговорим.

С конца 60- годов прошлого века, инженеры мотозаводов уже осознавали то, что мир меняется и необходимо перестраиваться, создавая новые, востребованные модели мотоциклов. Они чувствовали, что нельзя ограничиваться теми моделями, которые уже производятся много лет. Нужна коренная модернизации или выпуск новых моделей.

ИМЗ

М63С «Стрела - 1»

ИМЗ М63С «Стрела - 1»Экспериментальный
ИМЗ М63С «Стрела - 1»Экспериментальный

С развитием популярности кольцевых и шоссейных гонок в конце 60-х годов, а так же необходимости участия в мировых соревнованиях Советского Союза, потребовалась разработка новой модели спортивной техники. Уже работавший в дангом направлении Ирбитский мотозавод
(разработавший ранее «Кросс 1000» и ИМЗ-8.201 М-63С) выпускает гоночный мотоцикл «Стрела - 1» для соревнований на ровном и твёрдом покрытии. Завод выпустил 20 моделей такого типа, после чего перешёл на производство мотоциклов кроссового назначения.

ИМЗ-8.102

ИМЗ М-73
ИМЗ М-73

Легендарный М-73! По великой воле совмина страны, в 1976 году началась разработка модернизированной версии устаревшего «Урала».
Согласно техническому заданию объём двигателя должен быть не менее 750 см.куб , мощностью не ниже 45 л.с. , не требовательным к качеству топлива и расходом не больше 8,5 л/100 км. М-73 в своей конструкции использовал много новых решений и был одобрен к предсерийному выпуску в качестве образца.

Много решений которые были применены позже использовались при производстве «Волка» и «Вояжа».

Крест на производстве этого мотоцикла поставили консервативные взгляды госкомиссии. Они решили, что этот мотоцикл должен быть адаптирован под большинство деталей М67. Но это не возможно, так как двигатель М73 совершенно новой конструкции.

Выпущенные образцы били распроданы работникам ИМЗ принимавшим участие в конструировании этого замечательного мотоцикла.

М73 прослужил владельцам верой и правдой долгие годы
М73 прослужил владельцам верой и правдой долгие годы

Восход-250

Источник: http://moto-kovrov.ru/wp-content/uploads/2019/10/7-Voshod-250-.-768x512.jpg
Источник: http://moto-kovrov.ru/wp-content/uploads/2019/10/7-Voshod-250-.-768x512.jpg

Этот мотоцикл из линейки дорожных (в этой нише располагались ИЖ и Ява) заявлен в новом 250-кубовом классе. Мотор 20 л.с. разгонял на 5-й скорости мотоцикл до 115 км/ч. Новая рама и тормоза могли сделать Восход-250 реальным конкурентом ИЖей, но освоение новой модели на фоне удержание объёмов имеющегося производства и война в Афганистане, возможно стали причинами производства только опытной партии этих перспективных мотоциклов.

ИЖмаш

ИЖ «Лидер»

ИЖ «Лидер»
ИЖ «Лидер»

Желание создать новый советский супербайк вкупе с госзаказом на разработку эскорт-мотоцикла сопровождения и патрулирования, послужило толчком для создания инновационного мотоцикла с роторно-поршневым двигателем (РПД).

Изначально его и не планировалось производить большой серией т.к. нужно понимать, что мотоцикл такой мощности не должен принадлежать простому гражданину.

Есть схожие черты с BMW K1
Есть схожие черты с BMW K1

Современный капотированный дизайн был очень схож по облику с спорт-туристом BMW K1. РПД 2-секциный РД-601. Рабочий объем 613 см.куб, 52 л.с. при 6000 об/мин. Разработка двигателя шла совместно с тольяттинскими специалистами и он был унифицирован с роторными агрегатами семейства ВАЗ.

В разработке была и вторая модификация «Лидера», с двигателем от мотоцикла «УРАЛ».

-7

В серию данный мотоцикл не пошёл, но произошла реинкарнация в новом облике - ИЖ «Вега».

ИЖ «Вега»

ИЖ «Вега»
ИЖ «Вега»

Проект ИЖ-8.201 "Вега" новая разработка эскортного мотоцикла "Ижмаша". Этот продукт должен был стать образцом нового современного вида мотоцикла. Собирательный образ и дизайн от иностранных мотоциклов, диссонировал с устаревшими спицованными колёсами с барабанными тормозами.

Что касается силовых агрегатов, то их было два как и в предыдущей версии: роторный и 650-кубовый оппозитный мотор, но теперь от мотоцикла Киевского мотозавода - от "Днепра".

-9

Планы по производству данного мотоцикла, были очень амбициозными, эти байки собирались поставлять даже на экспорт. Но развал СССР, крах экономики «помножили на ноль» все старания разработчиков.

ИЖ «Триал»

Источник https://a.d-cd.net/809f4d1s-1920.jpg
Источник https://a.d-cd.net/809f4d1s-1920.jpg

В восьмидесятых годах прошлого века наступил бум мототриала. Лёгкие и мощные мотоциклы с низким центром тяжести преодолевали немыслимые препятствия. На эту тему тут же обратили свой взор инженеры и разработали проект с рабочим названием «ИЖ-Trial».

В разработанную «с листа» раму был установлен дефорсированный силовой агрегат К-15. Но к сожалению на этом всё и остановилось, так как подобного рода соревнования в стране не были развиты и решили, что спроса на эту модель тоже не будет.

«ЗиД»

ЗДК-200 2ШП выпущено 5 шт.
ЗДК-200 2ШП выпущено 5 шт.

Завод Дегтярёва в начале 90-х не прекращал попыток создать что-то новое и нужное. Так ЗиД совместно с Нижегородским политехом разработали и наладили опытный выпуск мото-внедорожников будучи вдохновлёнными популярностью вездехода Тульского завода. Цель производства была направлена на армию и использование их в комплекте десантных капсул, по аналогии с армиями других стран.

ММВЗ-3.227

ММВЗ-3.227
ММВЗ-3.227

Для шоссейно-кольцевых гонок в конце 80-х годов были выпущены Минским заводом 250 экземпляров этой модели. Двигатель с заявленной мощностью 24 л/с, с 4-ступенчатой коробкой передач смог разогнать этот мотоцикл весом 85 кг до 160 км/ч.

КМЗ

Днепр 158-02 «Динамит-Эндуро»

В самое тяжёлое - перестроечное время разработка этого мотоцикла была своеобразным «героизмом» направленным на сохранение мотопроизводства. Днепр «Динамит-Эндуро», это первая туристическая версия оппозита на территории СССР. КМЗ разрабатывая свои «тяжёлые», отличался новизной внедряемых технологий и все они были применены на описываемой модели. Но крах экономики и развал союза сыграл свою роль и мотоцикл так и остался в музейном варианте.

Удачи и берегите себя!

Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал «Мастерская МОТОляныча» !