Приглашаю на виртуальную летнюю прогулку по реке Москве на теплоходе от причала возле Экспоцентра до парка Горького и обратно. Сначала покажу виды Москвы на правом берегу реки, а после разворота теплохода вы увидите городские виды левого берега.
Слева через дорогу — корпус центрального выставочного комплекса «Экспоцентр», чуть дальше — строительная площадка жилого комплекса Capital Towers, вдали — здания Центра международной торговли.
Итак, зашли на палубу теплохода, выбрали удачное место и приступаем к осмотру Москвы с фарватера реки.
Сразу 4 достопримечательности Москвы открываются взору: на левом берегу это высотка на Кудринской площади и дом Правительства, а на правом берегу это здания Бадаевского пивоваренного завода и здание гостиницы «Украина».
Комплекс зданий завода является памятником промышленной архитектуры XIX века. Здания завода внесены в Красную книгу Архнадзора (электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой), номинация — угроза сноса. Половина промышленных построек была лишена охранного статуса. По состоянию на 2019 год после их сноса планируется строительство жилого комплекса на 35-метровых опорах.
Торжественное открытие гостиницы на Дорогомиловской набережной состоялось 25 мая 1957 года. На тот момент «Украина» была крупнейшей гостиницей Европы, считалась престижной и была ориентирована, в первую очередь, на размещение иностранцев.
С учётом 73-метрового шпиля максимальная высота здания составляет 206 метров. Это самое высокое здание гостиницы в Европе. «Украина» представляет в плане П-образное здание. Центральный корпус занимает сама гостиница, а в боковых корпусах с переменной этажностью от 9 до 11 расположено 255 квартир с 2—4-комнатными квартирами.
Создание Нового Арбата (архитекторы М. В. Посохин и А. А. Мндоянц) было крупнейшим реконструктивным мероприятием 1960-х годов в пределах внутренних районов столицы. Вдоль магистрали сформирована обширная пространственная система, создан целостный фрагмент новой городской среды, который вошёл в структуру центра города и как бы задал основную ноту его дальнейшего преобразования Создание подобных модернистских ансамблей (сочетание протяженного стилобата с несколькими вертикальными объёмами) в исторической ткани города было общемировой тенденцией в 1950—1960-е годы.
Построен в 1938–1953 гг., предназначался для высокопоставленных сотрудников министерства нефтяной промышленности СССР.
За сеткой из столбов и проводов вдали видны небоскрёбы Москва-сити.
И с этого ракурса доминируют артефакты торгово-офисного настоящего Москвы. Справа видна часть здания торгово-развлекательного центра «Европейский».
Справа внизу виден купающийся мужчина.
Теперь перенесёмся к подножию Воробьёвых гор, где начинается череда рекреационных зон (Природный заказник «Воробьёвы горы», Нескучный сад и Центральный парк культуры и отдыха им. Максима Горького).
Окружает прогулочную набережную природный заказник «Воробьёвы горы» и река Москва.
Современный мост построен в 1999—2000 вблизи места, на котором стоял старый Андреевский (Сергиевский) железнодорожный мост постройки 1905—1907. Основа главной арки старого Андреевского моста использована при постройке расположенного чуть ниже по течению реки Пушкинского пешеходного моста.
На дальнем плане виднеется верхняя часть здания президиума Российской академии наук (РАН). Здание венчает декоративная металлическая конструкция золотистого оттенка, закрывающая расположенные на крыше элементы инженерно-технических коммуникаций и беспроводной связи, поэтому здание академии наук также получило прозвище «золотые мозги».
Каскад водопадом спускается в маленький огороженный водоём с гротом.
Теперь плывём против течения реки и любуемся видами левого берега.
Проплываем мимо территории олимпийского комплекса «Лужники».
Построен в стиле советского модернизма специально к московской Олимпиаде 1980 года. Здание сконструировано из железобетонных лепестков и издалека напоминает перевёрнутый цветок. Зал предназначен для проведения соревнований по игровым видам спорта, тяжёлой атлетике, фехтованию, художественной гимнастике. Вместимость трибун можно менять от 1700 до 3500 человек.
Имеет три остановки (на ул. Косыгина, на Воробьёвской наб. и на Лужнецкой наб.). Остановка на средней станции (на Воробьёвской набережной) осуществляется только зимой во время спортивных мероприятий. Общая длина 737 м, пропускная способность — 1,6 тыс. человек в час. Фуникулёр оборудован 35 закрытыми кабинами на 8 мест каждая и 10 открытыми — на 4 места; на кабинах имеются крепежи для лыж и велосипедов.
Причал был открыт вместе со открытием Большой спортивной арены — нынешнего стадиона «Лужники». В советское время причал назывался «причал Центрального стадиона имени Владимира Ленина».
На правом берегу видны теплоходы, пришвартованные к причалу «Воробьёвы горы».
Построена на пожертвования работников олимпийского комплекса и российских спортсменов, освящена 11 февраля 2011 года. Часовня представляет собой восьмигранное здание, увенчанное шатром и главкой. Использованы традиционные для русского храмового зодчества циркульные завершения, в качестве декора – белокаменные и гранитные резные детали, металлические литые (кованые) решетки и мозаика.
Бывший Шёлковый комбинат им. Я.М. Свердлова.
На переднем фоне — архитектурно оформленная полукруглая пристройка на набережной, которая служит выходом коммуникаций из ТЭЦ-12.
Строится на месте снесенной 5-этажной ткацкой фабрики 1889 г. (Гардинно-кружевное объединение им. Тельмана), которая являлась одним из ярких образцов промышленного дизайна царской России.
Вдоль современных Вражских переулков образуется Помётный вражек — туда в прошлые века свозили конский навоз с Конюшенного двора. По руслу ручья, проходящего по несуществующему оврагу, в наши дни сливают воду, которая водопадом падает в реку.
Здание является частью нереализованного проекта парадного ансамбля Смоленской и Ростовской набережных, задуманного А. В. Щусевым.
Дом в первоначальном виде (полукруглое строение) был построен архитектором Щусевым в стиле постконструктивизма в 1930-х годах и достраивался путём добавления боковых крыльев существующему дому по упрощённому проекту в конце 1950-х – начале 1960-х годов. В Доме проживало немало архитекторов СССР и России.
Первоначальный мост был построен в 1912 году и назван так в честь столетия со дня сражения при Бородине. На береговых устоях современного моста после двух реконструкций сохранены предусмотренные изначальным проектом моста обелиски и портики в честь событий войны 1812 года. По центру кадра видна часть здания Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Генеральский дом был возведён в 1955 году в соответствии с проектом зодчего Бориса Бархина. В каждом подъезде работают по два пассажирских лифта и установлены кованые лестницы. Здесь проживали генералы С. Ушаков, И. Федюнинский, Г. Хетагуров, маршалы Ф. Фалеев, Н. Яковлев, историк Н.Н Яковлев. Практически все оконные проёмы выходят на набережную Москвы-реки с видом на Киевский вокзал, Белый дом, университет.
Это бывшее здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), является шедевром советского модернизма. Комплекс из трёх зданий, соединённых двухэтажным стилобатом, построен в 1963–1970 гг.
Здание было построено в 1965-1979 годах по проекту архитекторов Д. Чечулина, П. Штеллера как Дом Советов РСФСР. В разные годы в нем располагались Верховный Совет и Совет Министров РСФСР, Верховный Совет РФ, а с 1994 года — это Дом Правительства РФ.
Построен по индивидуальному проекту в стиле позднего сталинского ампира в 1954 году.
Завершение прогулки.