В предыдущей части я рассказывал о некоторых происшествиях, случавшихся в московском метрополитене, связанных со столкновениями подвижного состава. Стоит отметить, что каждый, даже самый незначительный, нештатный случай очень подробно разбирается и происходят такие вещи, как правило, из-за целой цепочки различных нарушений, которые и по отдельности почти никогда не происходят. И на самом деле шанс попасть в ситуацию, где будет грубо нарушаться безопасность движения поездов меньше, чем перспектива быть дважды ударенным молнией.
Очевидно, что самым важным пунктом в безопасности движения является способность состава вовремя затормозить. Предположим, что машинист утратил способность управлять поездом. Не важно, умер, потерял сознание, решил, что пора на пенсию, или же просто открыл дверь кабины и улетел в тоннель (да, все такие случаи были). Что же тогда обеспечит нам эту безопасность?
Каждая линия (даже метротрам в Волгограде) метрополитена оборудована, или будет оборудоваться, системой АЛС-АРС - автоматической локомотивной сигнализацией с автоматическим регулированием скорости. И действует она достаточно просто: весь путь поделён на рельсовые цепи, по которым на пульт машиниста передаётся кодируемый сигнал о максимально разрешённой скорости следования или же об остановке.
Этот сигнал зависит от того, насколько далеко или близко находится впереди идущий состав. Если фактическая скорость превышает допустимую - система автоматически начинает сбрасывать скорость до уровня допустимой. При этом, если машинист не дал понять системе, что он на месте и с ним всё в порядке, то АЛС-АРС полностью останавливает поезд. У данной системы есть ещё ряд других функций и преимуществ, но у нас сейчас главная цель - это остановиться.
АЛС-АРС может применяться как самостоятельное средство сигнализации, в таких случаях большинство светофоров на линии нормально погашены, так и в качестве дополнительного. Такой вид сигнализации называется Автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная системой АЛС-АРС.
С автоблокировкой всё ещё проще, на линии стоят светофоры, которые автоматически перекрываются на запрещающий сигнал при входе поезда на ограждаемый ими участок и будут оставаться красными до тех пор, пока этот поезд не проедет следующий светофор (расстояние между смежными светофорами называется блок-участок) + участок равный тормозному пути нашего поезда (защитный участок).
Но что нам помешает проехать этот светофор? Возле каждого светофора устанавливаются путевые автостопы, которые при перекрытии светофора на запрещающее показание, взаимодействуют со срывным клапаном у поезда, вызывая при этом экстренное торможение.
Следует добавить, что при неисправности системы АЛС-АРС, или же при неисправности светофоров, поезда всё равно будут останавливаться - таков алгоритм их работы. В этой статье я попытался рассказать о средствах сигнализации максимально доступным языком, так что всезнаек и мегапрофессионалов просьба не умничать. Всем спасибо за внимание!