Усталая и голодная сорокалетняя женщина Галя работала бригадиром штукатуров-маляров на ремонте Соцгорода. Вся бригада состояла у неё из двух подсобных рабочих.
Было у неё в подчинении два очень худющих парня по 18 лет. Смотрела на них Галя и вспоминала своего сына. Галиного сына, их ровесника, давно призвали в Красную Армию и направили в учебную часть в недальние Гороховецкие лагеря.
Было там не очень сытно, приехал оттуда «комиссованный по болезни» одноклассник сына и сказал насчёт лагерной еды: «Варят солдатам такую кашу, что она годна только бумажные мишени на фанерные щиты клеить!»
Один Галин подчиненный-«подсобник» был рыжий высокий с вытянутым «лошадиным» лицом и с бесцветными поросячьими ресницами. Другой парень был пониже ростом ушастый чернявый и темноглазый. Они были вечно голодные, но по-юношески веселые. Всё время они друг над другом подшучивали. Катались вверх-вниз на строительном подъемнике, как на лифте и при этом весело смеялись…
В июне 1943 года Автозавод и Соцгород неожиданно и сильно разрушили немецкие бомбардировщики. «Знающие» люди говорили, что немецкие бомбы падали в полной темноте исключительно точно по трём причинам. Часть этих «знатоков» сразу попали в подвалы НКВД, чтобы не болтали лишнего, а часть и были агентами НКВД и приглядывали за настроениями и поведением Автозаводцев. Так что это были за причины?
Во-первых. Эффект внезапности. Город Горький давно не бомбили. Горьковчане подумали, что война уже далеко!
Во-вторых. С земли немецким летчикам, естественно, подавали сигналы ракетами фонариками ранее засланные в город вражеские агенты. Часть немецких агентов работали за деньги, а часть за «великую антисоветскую идею».
В-третьих. На территории Автозаводского района находился целеуказатель в виде вытянутой, прямо на цеха Автозавода, свастики. Теперь там современная поликлиника номер 37 по адресу: проспект Ленина, дом 100. Место очень неоднозначное. Оригинальное по форме больничное здание построили на немецкие деньги немецкие строители и поднесли «в дар мужественным и трудолюбивым пролетариям Горьковского автозавода имени В.М.Молотова», вероятно сразу после августа 1939 года и одноименного, подписанного Риббертропом, Пакта о ненападении.
Знали ли уважаемые сотрудники НКВД г.Горького о том, что сами немцы построили такой идеальный целеуказатель для будущих налетов своих бомбардировщиков на Автозавод?
Конечно знали! Они же были умные и безжалостные люди!
Понимали ли они, что война с Германией неизбежна?
Конечно понимали. Гитлер же прямо писал в своих «сказках», что его главная военная цель- Россия.
Так почему допустили, что немецкие бомбардировщики вывели из строя главный конвейер Автозавода?
Это до сих пор вопрос дискуссионный! Сейчас историки наших спецслужб «придумали» очень хорошее объяснение неожиданным успехам немецкой авиации!
Суть его в том, что Верховное немецкое командование получило дезинформацию о том, что Горьковский Автозавод это главное танкостроительное предприятие страны, выпускающее по 800 танков Т-34 в неделю!
А немецкое командование ровно через месяц планировало начать свою операцию «Цитадель» и рамках подготовки этой наступательной операции очень хотелось немцам уменьшить количество наших танков на Курской дуге.
А нашему Верховному командованию очень хотелось, обмануть немцев. Заставить их бомбить Автозавод, который не выпускал Т-34, отвести удар от основных заводов производящих эти танки. Пожертвовать сотнями людей и Автозаводом, но не дать немцам второго шанса на воздушную операцию.
А представители советских спецслужб? Работа у них такая- всегда «сохранять лицо»! Даже явные промахи «чекисты» выдавали за свою «хитрую оперативную комбинацию-мол так и планировали. Вот всё по плану. Подпись, печать, ответственный за исполнение»
А бригадир Галя? В июне 1943 года она видела последствия страшных немецких авианалетов на Автозавод и Соцгород. Видела как на обесточенных и полуоборванных электрических проводах висят фрагменты тел её соседей и знакомых по Соцгороду.
А её рабочие-«подсобники»? Это двое парней 18 лет, которым она иногда приносила свой черный пайковый хлеб, наполовину с отрубями и древесными опилками. Что ж они не в Армии?
А они уже там побывали! В Армии. Служили они немножко в Вермахте. Взяли их в плен в Белоруссии в лесах под городом Лида в июле 1944 года. Больше всего этих молодых немцев удивило, что русские «казаки» заставили их читать великолепные стихи Гёте на немецком языке. Так русские выявляли своих «власовцев» в немецкой форме. «Власовцы» уже хорошо говорили по-немецки, но в немецких классических гимназиях не учились и стихов немецких поэтов не знали в принципе!
В момент их пленения русские «казаки» выявили одного такого русского «власовца» и тут же абсолютно спокойно забили прикладами своих трехлинейных винтовок. Патронов, видимо, пожалели? А молодых немцев не обижали.
Об этом бригадиру Галине с неподдельным ужасом рассказали белобрысый рядовой Ганс из северного Гамбурга, и чернявый рядовой Фриц из южного Нюрнберга.
Получали они письма из далекого дома через шведский «Красный Крест». И бомбили их родные города американская и английская авиация гораздо сильнее, чем Горький, и восстанавливать эти немецкие города никто и не пытался.
Когда какая-то соседка спросила Галю, почему она носит свой хлеб пленным немцам, то Галя спокойно сказала: «Мой сын то же на фронте, может, кто его там кто из женщин подкормит?»
25 сентября 2019г.