Гордыня – это порок самолюбия, наживаемый с утратой скромности и паразитирующий на самолюбии и чувстве собственного достоинства в двух качествах как надменность и нарциссизм. Неразлучным спутником гордыни является порочный гнев. А если вывернуть гордыню наизнанку, получится порок по имени самоуничижение.
Популярная этика, статья 17
Проявления гордыни с надменной стороны: высокомерие, властолюбие, чинолюбие, заносчивость, спесь, самомнение, самовозвеличение, самодурство, зазнайство, напыщенность, пренебрежительность, кичливость, чванливость, самонадеянность, самоуверенность, произвол, барство, самодовольство, развязность, наглость, беззастенчивость, цинизм, бесстыдство.
Присущий гордыне нарциссизм – это то же самое, что самовлюбленность. Нарциссизм – это гедонистическая болезнь самолюбия. Нарциссизм состоит в патологическом самолюбовании и в навязчивой зависимости человека от услаждения самолюбия самолюбованием. Нарциссические грани гордыни: нездоровое честолюбие, тщеславие, самообожание, рисовка, хвастовство, выпендреж, позерство, капризность, привередливость, выкаблучивание, выкобенивание, кокетство, жеманство.
От гордыни человек наживает целый букет пороков, потому что от гордыни человек не смотрит на себя самокритично и трезво и расценивает свои пороки как невинные прихоти и позволительные слабости или даже как достоинства.
Потолок гордыни – это гордыня тирана, осуществляющая на вершине власти принцип: «Все позволено!» Потолочная сатисфакция гордыни – это тираническая власть и кумирный нарциссизм. Тираническая власть – это сатисфакция властолюбия тирана. Кумирный нарциссизм – это сатисфакция честолюбия нарцисса как кумира, находящегося в центре всеобщего внимания и обожания.
Злейший букет пороков – это сочетание гордыни, жестокости и гнева. Гордыня и гнев служат катализаторами жестокости. Жестокость служит поработительным и карательным инструментом господства гордыни. В сочетании с жестокостью и гневом гордыня вершит жестокий и гневный произвол и самосуд.
Гнев – это порок как мотивация злой воли и просто хамство. Есть праведный гнев и есть порочный гнев. Праведный гнев – это эмоциональная реакция человека на несправедливость, которая не служит мотивацией злой воли, иначе это порочный гнев. Порочность гнева состоит в том, что в приступе гнева человек перестает контролировать себя и совершает злодеяния.
Злейший гнев проявляется в сочетании с жестокостью и вводит человека в грех насилия. Худшие формы гнева: ярость, бешенство, неистовство, остервенение, истеричность, злопыхательство, злорадство, нетерпимость. Хамские проявления гнева: хамство, грубиянство, бесцеремонность, беспардонность, невежливость, неучтивость, бестактность.
Злейший гнев – о двух сторон как гнев тирана и гнев раба. Рабский гнев достигает пиковых значений в социальных бунтах, выливаясь в толпный линч, и в политических репрессиях, обрушиваясь на головы жертв, назначенных диктатором или инквизитором. Рабский гнев – это мстительная злоба, вынашиваемая в самоуничижении и выплескиваемая как вымещение унижений в отместку и просто по принципу выхлопа худых эмоций в отдушину, на горе козлам отпущения.
Самоуничижение – это порок самолюбия, наживаемый от нехватки чувства собственного достоинства. Самоуничижение состоит в том, что человек унижает сам себя, принижая свое достоинство в собственных глазах и считая себя жалким ничтожеством, отчего он и ведет себя как ничтожество, как будто у него нет достоинства.
Самоуничижение имеет две стороны как раболепие и жалкость. Раболепные грани самоуничижения: подобострастие, низкопоклонство, пресмыкательство, холуйство, лакейство, заискивание, лебезение, лизоблюдство, подхалимство, угодничество, прислужничество, льстивость.
Проявления самоуничижения с жалкой стороны: чувство собственной неполноценности, жалкий вид, жалкая обиженность, обиженная ущемленность, убогость, пришибленность, забитость, замученность, затравленность.
Самоуничижение – это изнанка гордыни. Гордыня и самоуничижение – это образцово-показательный пример биполярных пороков, существующих в паре. Классическое сочетание гордыни и самоуничижения являет вертикаль власти и вообще социальная лестница, где стара, как мир, картина, когда одна и та же личность раболепствует перед вышестоящими и тиранит нижестоящих.