Найти в Дзене

Первый в мире гражданский самолет

По сути, гражданская авиация зародилась, в привычном ее понимании, во Франции в 1911 году. Тогда был сконструирован первый самолет. Его автором стал французский изобретатель Луи Блерио. Он оставил большой след в этой отрасли, смог показать превосходство моноплана над бипланом (одна несущая поверхность, против двух), пролетев 23 мили, запустил в США первый почтовый самолет (что намного упростило жизнь всему миру в дальнейшем), делали мертвые петли в небе, на заводах Блерио сделали прототип военного истребителя, правда в воздух он не поднялся, в честь Луи даже назвали спутник Сатурна.

Вид Bleriot XXIV Limousine, архивное фото
Вид Bleriot XXIV Limousine, архивное фото

В целом Блерио был талантлив и плодотворен. Именно он создал пассажирский самолет Bleriot XXIV Limousine. Модель была создана в 1911 году, по заказу бизнесмена, по сути так же дав начало частным авиарейсам. Bleriot XXIV был построен на базе моноплана, мог вместить до четырех пассажиров и немного багажа. Для летевших в закрытой кабине был устроен небольшой комфорт, а вот пилоту не повезло – он находился в передней части воздушного судна и был предоставлен всем ветрам и пролетающим мимо птицам… хотя тут и была предусмотрена небольшая защита в виде ветрового стекла, но вряд ли пилоту было комфортно так же, как и пассажирам. Мотор и топливный бак располагались над кабиной, крылья были взяты от предыдущих моделей, но увеличены в размерах.

Вид "кабины пилота"
Вид "кабины пилота"

В том же году Bleriot XXIV поставил рекорд по количеству пассажиров, не смотря на ограничение, он поднял в воздух десять человек. Хотя тут пилоты схитрили и, воспользовавшись тем, что регистрация велась по количеству, а не по весу пассажиров, поместили в кабину худых и низких людей и подростков. Так что по сути, по современным меркам, рекорды был сфальсифицирован.

Технически параметры были следующие. Размах крыла 13 метров, длина самолета на метр больше, максимальная допустимая масса для взлета 1000 килограмм, пустого самолета – 540 килограмм. Мощность установленного двигателя была 100 лошадиных сил, а максимальная скорость могла достигать 95 километров в час, при этом обычно самолет летал на скорости в 75 км\ч. Экипаж состоял только из пилота, в кабине размещалось до четырех человек.

Вид сзади
Вид сзади

Не смотря на большой ажиотаж вокруг самолета, Bleriot XXIV Limousine так и не запустили в серийное производство, неизвестно точно сколько и по чьему заказу было выпущено единиц. По сути самолет стали использовать как развлекательный, для богатых граждан и туристов, катая их над городом или живописными местами.

Самолет использовали чуть больше года (по другим источникам и того меньше) и уже к 1992 году про него все успешно стали забывать. Спустя год в Российском Империи появилась новая более практичная модель, но о ней я подготовлю отдельный материал.

Вид сверху, мотор самолета
Вид сверху, мотор самолета

С точки зрения современного пассажира, Bleriot XXIV Limousine «лимузином» не был нив коей мере, но по меркам 1911 года, самолет предоставлял пассажиру небывалый комфорт и удобство. К сожалению, найти точные данные о максимальной высоте и расстоянии полета мне не удалось, но маловероятно, что это были значения больше 20-30 миль (32-48 километров), скорее всего, даже при всем своем новаторстве самолет смог бы совершить хотя бы один рейс между значимыми городами, даже в пределах одной страны. Но, как я считаю, подобное изобретение было необходимо, прежде всего, для того, чтобы подстегнуть другие страны в производстве аналогичных устройств, и история тому подтверждение.

Надеюсь, эта статья Вам понравилась! Буду рад комментариям!