Найти в Дзене
Алексей Николаев

Какая разница между эгоизмом и самолюбием

Самолюбие – это любовь к себе на основе чувства собственного достоинства. Предмет самолюбия – человек. Любовь человека к себе есть любовь к человеку в себе, эквивалентная самоуважению, по общей формуле уважения как признания достоинства, своего собственного и достоинства других. А эгоизм – это корыстная болезнь самолюбия и любвеподобная зависимость человека от корысти.

Популярная этика, статья 24

Человек достоин собственной любви как моральная личность, наделенная нравственным достоинством, сознаваемым посредством чувства собственного достоинства, которое поэтому служит основанием самолюбия и порождает самоуважение. Никто не любил бы себя, если б не имел достоинства и не уважал себя.

Самолюбие – это основной регулятор добрых и уважительных отношений с самим собой. Уважая себя, человек ладит с собой и симпатичен сам себе: нравится себе: доволен собой. Теряя основания уважать себя при уроне достоинства, человек пребывает в испорченных отношениях с самим собой и недоволен собой: несимпатичен сам себе: не нравится себе.

Предмет самолюбия занимает свое место в сердце, и человек любит себя сердцем, принимая близко к сердцу то, что с ним происходит в бытии. Сердечностью самолюбия задана сердечная ранимость человека и высокая чувствительность к обидам, в том числе к обидам чести, наносимым неуважением, оскорблением и унижением, то есть ущемлением чувства собственного достоинства.

Оскорбление принимается близко к сердцу как обидный удар по чувству собственного достоинства, равносильный удару по самолюбию. Любое ущемление чувства собственного достоинства есть уязвление самолюбия, а тяжкими обидами наносятся сердечные раны.

Самолюбие – это совершенно естественная форма любви, но другие формы любви превыше самолюбия. Самолюбие подлежит принесению в жертву иной любви, ибо любовь бескорыстна и требует от человека пренебречь собой ради высших предметов любви, а это все равно что поступиться самолюбием. Самолюбие, приносимое в жертву иной любви, ставится в подвластное отношение к ней и растворяется в ней, как будто его и вовсе нет.

Здоровое самолюбие обеспечено здоровым балансом чувства собственного достоинства, а это есть баланс скромности и здоровой гордости. Здоровое самолюбие гармонирует с честью и совестью и характеризуется высокой устойчивостью к сбоям под эгидой сознания чести. Здоровое самолюбие стимулирует человека к достойным и благородным поступкам, делающим человека достойным любви в собственных глазах и глазах окружающих.

Нездоровое самолюбие – это либо, во-первых, больная самовлюбленность от гордыни, либо, во-вторых, порочный недостаток самолюбия от самоуничижения, соответственно двоякому дисбалансу чувства собственного достоинства при утрате скромности и здоровой гордости. В-третьих, нездоровое самолюбие выражается в эгоизме.

Строго говоря, эгоизм не есть любовь к себе, эгоизм – это вообще никакая не любовь, эгоизм – это порок самолюбия, представляющий собой что-то вроде вредного нароста на самолюбии и наживаемый в худших формах вместе с пороком алчности, иначе зовущейся корыстолюбием.

Корыстолюбие – это низменная зависимость человека от корысти, носящая любовный характер на почве нездорового самолюбия, например, в виде любви к деньгам, которая, точнее говоря, не есть любовь, а есть любвеподобное вожделение к деньгам, обусловленное тем, что деньги доставляют житейские преимущества в утеху больному самолюбию.

Есть моральная черта, разделяющая слабо выраженный и ярко выраженный эгоизм. Первый не довлеет и не преобладает, а второй довлеет и преобладает в мотивации воли. По опасности для окружающих эгоизм двояк как мирный и хищнический. Мирный эгоизм – это преследование своей корысти без ущемления чужих интересов. Хищнический эгоизм – это преследование своей корысти с ущемлением чужих интересов.

Эгоизм имеет множество форм. Упомянем еще групповой эгоизм, состоящий в преследовании человеком группового интереса с расчетом на извлечение личной корысти. Базовая триада группового эгоизма: семейный эгоизм, корпоративный эгоизм, национальный эгоизм. Идентична базовая триада группового альтруизма, состоящего в бескорыстных жертвах, приносимых человеком в интересах своей социальной группы.