Найти тему
Rusавто

"Бензомотор" - первый российский автомобиль.

В наше время никого не удивить наличием в семье автомобиля, а в некоторых семьях есть даже не одно транспортное средство. Машина стала неотъемлемой частью жизни человека, и далеко не для всех является роскошью. Для большинства людей это обычное средство передвижения, а для жителей небольших населённых пунктов - единственная связь с миром. Но всегда ли так было? Как появился автомобиль?

История автомобилестроения в России начинается с 14 июля 1896 года. Именно в этот день на выставке в Нижнем Новгороде был представлен автомобиль, авторами которого являются российские изобретатели Яковлев Е.А. и Фрезе П.А.

Яковлев Евгений Александрович - отставной офицер, владелец небольшого машиностроительного завода, разработал двигатель для автомобиля. Фрезе Пётр Александрович - владелец фабрики по производству конных повозок, разработал кузов, трансмиссию, ходовую часть. Они познакомились на выставке в Чикаго в 1893 году, на которой каждый за свои изобретения получил бронзовые медали. Здесь же был представлен автомобиль Карла Бенца.

Российские изобретатели подробно изучили модель немецкого автора и решили её усовершенствовать. В первую очередь автомобиль поставили на большие колёса - задние были чуть большим радиусом, чем передние (780 мм и 836 мм соответственно). Серийного производства колёс ещё не было, поэтому их сделали на заказ деревянными и обтянули резиной. Сконструированный Яковлевым четырёхтактный двигатель был более лёгким, чем у европейских аналогов и имел сложную систему охлаждения. Зажигание было электрическим. Трансмиссия имела две передачи и обе для движения вперёд. Рычаги переключения передач располагались сбоку от руля. Привод автомобиля сделали на заднюю ось с помощью цепи. Внешне же автомобиль напоминал карету без лошади. Поэтому его называли самоходная повозка или "бензомотор".

Первый российский автомобиль и его изобретатели
Первый российский автомобиль и его изобретатели

При своих характеристиках: мощности двигателя в две лошадиные силы и массе 300 кг автомобиль развивал скорость около 20 км/ч, что очень неплохо для того времени. Стоимость машины была вдвое ниже зарубежных аналогов, а по характеристикам она ничуть им не уступала. К сожалению, современники не оценили технический прорыв в области автомобилестроения, да и цена транспортного средства была всё равно высокой для отечественного покупателя.

Точное количество изготовленных машин установить не возможно. До наших дней не сохранился ни один экземпляр, однако в 1996 году группа энтузиастов сумела воссоздать "бензомотор" по сохранившимся чертежам и фотографиям.

Восстановленная копия первого российского автомобиля
Восстановленная копия первого российского автомобиля

Несмотря на то, что разработки Яковлева и Фрезе не получили должную оценку среди современников, их труды внесли неоценимый вклад в развитие отечественной автомобильной промышленности.