Ehrhardt Lafette 36/70 PS – 6,5-cm BAK M.1910/М.1912
Страна Германия
Производитель Heinrich Ehrhardt Automobilwerke AG.
Годы производства 1910
Кол-во построенных: 3-4
Экипаж 5
Вооружение - 6,5 cm Ballonabwehrkanone L/35
Бронирование: -
Сухая масса, 5 тн
Двигатель ДВС, 70 л.с
В конце 1909 года, основываясь на опытах с машинами Эрхарда, Шарона и Даймлера, военные Пруссии наконец определили тактические задачи по применению бронеавтомобилей и самоходных противовоздушных орудий. Применять их планировалось в составе кавалерийских частей, и при наступлении, как впрочем и остальные армии Европы планировали только наступать. Военное министерство в своем ТЗ описало свое видение: противопульное бронирование, возможность круговой стрельбы, оснащение сплошными резиновыми шинами и способность двигаться вне дорог. От зенитных орудий требовали увеличение калибра. Немецкие военные специалисты расширили в ТЗ применения подвижных орудий не только для борьбы с аэростатами и дирижаблями, но и с самолетами.
В ходе войсковых испытаний в 1909 году в прусской армии достаточно быстро выяснилось, что 50-мм противоаэростатная пушка 5 cm (Ballonabwehrkanone L/30) устарела и не соответствует требованиям армии ни по дальности стрельбы, ни по поражающей способности. Скорость стрельбы так же была минимальна. Досягаемость в 7-км с появлением дирижаблей и самолетов то же не соответствовала требованиям. В 1908 году артиллерийский завод «Эрхардт» разработал 65-мм зенитную пушку модели L/35 ( 6,5 cm Ballonabwehrkanone L/35). В соответствии с требованиями армии автомобильный завод начал разработку шасси для этой системы. и началась работа по созданию нового моторного орудия на шасси грузовика повышенной проходимости. Главной проблемой стало отсутствие у германского производителя требуемого шасси и опыта его разработки. Но здесь помог случай.
Во время демонстрации 50-мм противоаэростатной пушки на шасси грузовика Генриха Эрхардт познакомился с автомобильным конструктором из рода Габсбургов Лотарингских Леопольдом Сальватором эрцгерцогом Австрийскому и герцогом Тосканским. В 1906 году Леопольд Сальватор разработал конструкцию полноприводного грузовика-тягача со всеми управляемыми колёсами. На каждое колесо мощность передавалась индивидуальным карданным приводом. Полноприводная полноуправляемая машина имела достойную. проходимость и высокую надежность. Сначала «Австро-Даймлер» (производитель полноприводного бронеавтомобиля), а затем «Грэф и Штифт» (Wiener Automobilfabrik AG, vorm. Gräf & Stift) и «Шкода» в Пльзене начали выпуск тягачей для имперской армиллерии. В 1909 году Леопольд Сальватор разработал шасси для Генриха Эрхардта, который приобрёл лицензию на производство. Уже в 1910 году Эрхардт выпустил первое шасси с 4-цилиндровым двигателем мощностью 70 л. с., предназначенное для установки зенитных пушек и постройки бронеавтомобилей. Эта модель шасси получила наименование Ehrhardt Lafette 36/70 PS
В том же 1910 году на шасси Ehrhardt Lafette 36/70 PS установили новую 65-мм пушку L/35. , сзади платформы и за сиденьем водителя разместили зарядные ящики для снарядов, задний ящик в транспортном положении служил сиденьем для расчёта. При стрельбе откидывались массивные выносные опоры. При боевых стрельбах сиденья откидывались и увеличивали площадку. Так же борта платформы откидывались в горизонтальное положение, существенно увеличивая пространство для расчета, особенно при стрельбе поперек шасси. Эта компоновка стала классической и применялась вплоть до конца второй мировой войны для артиллерийских моторных систем.
В 1912 году был построен новый вариант полубронированного «Эрхардта» с тем же 65-мм орудием L/35 образца 1908 года. Но в 1912 году и 65-мм пушка перестала удовлетворять военных и Рейнский металлический и машиностроительный завод построил модификации с 77-мм пушками L/30 и новой модели L/27. Последний вариант был принят в качестве стандарта и выпускался мелкими партиями с 1914 года.
источник:
Станислав Кирилец "Автомобили-Зенитки Первой мировой войны"