Давайте начистоту: мало кому в России идея определить престарелого родственника в пансионат кажется правильной и привлекательной.
На тех, кто все же такое решение принял, обычно смотрят как на предателей.
И такое отношение имеет основания. В первую очередь потому, что системы домов престарелых и психоневрологических интернатов с советского времени не особо поменялись и во многом напоминают тюремную.
Государственные дома престарелых готовы принять пожилых людей без психиатрических заболеваний, не нуждающихся в постоянном медицинском контроле и уходе, но там существуют проблемы нехватки квалифицированных и мотивированных сотрудников, достаточного финансирования, бытовые условия и атмосфера часто оставляют желать лучшего.
В государственные ПНИ принимают больных с психиатрическими диагнозами, болезнью Альцгеймера, деменцией. В основном эти учреждения очень большие, в них от 500 до 1000 проживающих. В таких условиях трудно обеспечить индивидуальный подход, соблюдать права человека.
В ПНИ, как правило (особенно это касается регионов), также не хватает сестринского персонала, санитаров, у них просто нет свободных рук, чтобы качественно ухаживать за тяжелыми пациентами.
Большие нагрузки приводят к быстрому эмоциональному выгоранию персонала, как следствие – к текучке кадров.
Частные пансионаты гораздо меньше, в них стараются создать домашнюю обстановку, однако далеко не во всех работают профессионалы, там тоже есть текучка кадров, случаи несоблюдения прав проживающих.
Хорошие пансионаты не могут стоить дешево, услуги профессиональных медсестер, сиделок, повара, психолога и психиатра должны оплачиваться на уровне рынка, поэтому слишком низкая цена за проживание в частном пансионате должна навести на размышления.
Тем не менее, из-за того, что бизнес частных домов престарелых выживает за счет объемов (то есть, компании выгоднее построить несколько пансионатов и иметь много подопечных, чем владеть одним), некоторые компании снижают цены, чтобы привлечь клиентов, делают скидки постоянным проживающим, в некоторых случаях даже соглашаются взять человека бесплатно.
Решение определить больного родственника даже в хороший пансионат, где ему будут обеспечивать максимально комфортное пребывание, не принимается легко.
Как правильно поступить? Зависит от конкретной жизненной ситуации.
Лучшие специалисты в сфере паллиативной помощи в России, в том числе основатель Фонда помощи хосписам «Вера» и руководитель Московского многопрофильного центра паллиативной помощи Нюта Федермессер, не раз говорили в своих выступлениях, что лучше всего болеть дома.
Однако этот путь возможен, если семья получает необходимую информационную и психологическую поддержку, если у нее есть ресурс ухаживать за больным самостоятельно.
Пребывание дома легче обеспечить в сплоченной большой семье: дети могут поделить обязанности, подменять друг друга, распределять финансовые траты.
Решение во что бы то ни стало делать все самому, когда ресурса нет, может привести к печальным последствиям.
Часто бывает, что сын или дочь бросают работу, чтобы сидеть и ухаживать за больной мамой, а когда мама уходит, оказывается, что за годы изоляции они выпали из профессии, не создали свою собственную семью, им трудно после этого влиться в обычный ритм жизни. Такие люди оказываются физически и морально измотанными, у них самих могут появиться психические заболевания.
Нередко семьи распадаются, потому что постоянное проживание с психически больным человеком заставляет находиться всех членов семьи в постоянном стрессе, лишает приватности, приводит к скандалам.
Агрессивное или неадекватное поведение пожилого человека негативно сказывается на психическом развитии маленьких детей.
В ситуации, когда семья решила ухаживать за больным дома, можно обратиться к услугам сиделки. Этот вариант подойдет, если домочадцы спокойно могут ужиться с посторонним человеком, если финансовые возможности семьи позволяют оплачивать ее работу.
К выбору сиделки нужно отнестись ответственно и внимательно, так как не все люди, предлагающие свои услуги на рынке соцуслуг, являются профессионалами.
Переезд в пансионат может стать временной мерой – к примеру, если семья едет на отдых, а за пожилым человеком нужен постоянный присмотр и уход. Также временное проживание больного человека в пансионате дает передышку родственникам.
Решение о переезде близкого человека в учреждение – одно из самых сложных в жизни. Для этого должны быть действительно веские причины. Крайне желательно узнать (если это возможно) мнение пожилого человека на этот счет. Предварительно съездить с ним на экскурсию в пансионат, показать, где предстоит жить, ответить на вопросы.
Иногда переехать в дом ухода решает сам пожилой человек, а не родственники. К примеру, если дети живут в другом городе, стране, много работают и не могут все время находиться рядом. В учреждении такие люди чувствуют себя спокойнее, не переживают, что отрывают родных от дел. Люди разные, и кому-то, как детям, в старости хочется постоянного внимания близких, а кого-то злит собственная немощь, например, мать не хочет, чтобы ее мыл и одевал взрослый сын или внук.
Бывает, что к медсестрам и сиделкам в пансионате пожилые люди относятся с большим доверием и симпатией, чем к родным детям.
Даже при постоянном проживании в учреждении больного лучше периодически забирать домой, вывозить на прогулки. Переезд даже в самый лучший пансионат для пожилого человека – стресс, важно часто навещать его, звонить, привозить гостинцы, небольшие подарки.
Если состояние человека такое тяжелое, что ему нужен круглосуточный медицинский контроль (при сильных пролежнях, сахарном диабете etc), пансионат может стать незаменимым помощником.
Не забывайте, что даже если родственник живет в пансионате, вы можете поставить его на учет в Московский многопрофильный центр паллиативной помощи (если больной прописан в столице), получить хосписную помощь, помощь врачей из поликлиники, психдиспансера. Все это бесплатно.
Как это сделать, как правильно организовать уход за тяжелым дементным больным на дому, как выбрать сиделку и хороший пансионат, куда обращаться за помощью и поддержкой, мы будем рассказывать в следующих публикациях.
Сеть частных пансионатов «Забота и уход» в Москве и Подмосковье имеет штат специалистов в области геронтологии, психологов, терапевтов, медсестер и сиделок, которые осуществляет высококачественный уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, пациентов с деменцией и болезнью Альцгеймера. Консультация по телефону: +7 (495) 744-34-61