Найти тему
Спортивный накал

Автобусы послевоенного времени

Сразу же после войны на московском заводе имени Сталина начали выпускать автобус ЗИС-154.

ЗИС-154
ЗИС-154

Первый серийный советский автобус с цельнометаллическим несущим кузовом вагонного типа.

Автобус имел 34 места для сидения, всего же вместимость составляла 60 человек. Двери открывались с помощью пневмопривода, двигатель располагался в задней части автобуса. На автобусы ставились двухтактные дизельные двигатели ЯАМЗ-204Д мощностью 112 л. с. Это было первое поколение советских дизельных двигателей, конструкция была позаимствована у американских двигателей разработки 30-х годов, главным недостатком ЯАЗ-204Д было то, что они неконтролируемо уходили в «разнос» - набирали обороты и не реагировали на обороты управления. Заглушить можно было только перекрытием заслонки воздуха. Вкупе с электротрансмиссией автобус разгонялся до 50 км/ч – для городского общественного транспорта этого было достаточно.

Салон ЗИС-154
Салон ЗИС-154

Первый автобус был выпущен в 1946 году, в 1947 году собрали 80 экземпляров. Всего было выпущено 1165 автобусов, последние выпущенные автобусы оснащались бензиновым двигателем ЗИС-110, а в автобусных парках не самые удачные двигатели ЯАЗ-204Д заменялись на модернизированные ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206. При эксплуатации много нареканий вызвал ЯАЗ-204Д – слишком шумный, дымный, сложный в ремонте.

Уже в 1949 году ЗИС стал выпускать замену 154-й модели – 155-ю модель

ЗИС-155
ЗИС-155

Автобус был на полтора метра короче, зато в производстве оказался более простым. ЗИС-155 был менее вместительным – всего 50 человек в него вмещалось, сидячих мест было 28. На автобусы ставился бензиновый двигатель ЗИС-124, по паспортным данным он разгонял автобус до 70 км/ч, на деле же на городских маршрутах не было таких перегонов, которые бы позволяли это сделать. Двигатель перебрался в переднюю часть автобуса и располагался справа от водителя.

Изначально автобус предполагался как переходная модель, способная обеспечить города автобусами до выхода в серию новой, 158-й модели. Все минусы своего предшественника в части комфорта эта модель унаследовала.

Всего было выпущено чуть более 20 тысяч ЗИС-155.

В 1957 году начался выпуск новой модели ЗИЛ-158.

ЗИЛ-158
ЗИЛ-158

На заводе в Москве выпускался до 1960 года, затем производство было передано на завод в Ликино-Дулево, перепрофилированный под производство автобусов. В Москве было собрано 9515 автобусов.

Помимо растущей потребности в автобусах страна также остро нуждалась в грузовиках, основным производителем которых был ЗИЛ. Именно поэтому было решено свернуть автобусное производство в Москве ради наращивания объемов выпуска грузовиков, а производство автобусов начать на новой производственной площадке.

32 места для сидения, общая вместимость 60 пассажиров, на 770 мм длиннее ЗИС-155, 109-сильный двигатель ЗИЛ-158 – все это конструкторы воплотили в новой модели.

На ЛиАЗе собирался уже модернизированный ЗИЛ-158, получивший однодисковое сцепление, модернизированную коробку передач с измененным передаточным числом главной передачи.

Автобусы имели проблемы с прочностью кузова, из-за чего срок их эксплуатации редко превышал 10 лет.

-5

В 1970 году было завершено производство ЗИЛ-158, его сменила 677-я модель.

-6

Три года выпускались обе модели автобуса, из-за проблем с гидромеханической коробкой передач и множества нареканий и доработок полноценное производство ЛиАЗ-677 стали разворачивать только в 1970 году.

В 1976 году автобусы были выведены из эксплуатации в Москве, годом позже – в Минске, еще спустя год – в Ленинграде. Их заменяли ЛиАЗ-677 и венгерские «Икарусы», а также ЛАЗы.

Расход топлива у 158-й модели был 37 литров на 100 км, это его выгодно отличало от последователя – ЛиАЗ-677 расходовал по 50 литров. Однако по всем характеристикам и комфорту к началу 70-х годов автобус являлся устаревшим и требовал замены.

Последний ЗИЛ-158 был выпущен в 1973 году, всего же Ликинский автобусный завод выпустил 50 тысяч автобусов данной модели.