Данный синдром описал Герберт Фрейденберг в 1874 году. Он характеризует состояние эмоционального или умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек-человек», где доминирует оказание помощи людям (учителя, социальные работники, психологи, врачи, медицинские сестры) [1].
Также в группе риска находятся люди, чья работа связана с повышенной ответственностью, требует точности, а также сопряжена с некоторой опасностью для жизни. Риски возрастают для тех, кому не нравится их работа [2].
Позднее Кристина Маслач выделила 3 основных признака выгорания:
1) Эмоциональное истощение, сложности при взаимодействии с другими людьми.
2) Дегуманизация (цинизм) - отстраненность от клиентов.
3) Неэффективность — снижение производительности и результативности труда, что вызывает сомнения в профессиональной компетентности и личной значимости. Эти переживания могут быть настолько сильны, что сказываются на здоровье человека. Ряд исследований показывает связь эмоционального выгорания и алкоголизма, нарушений сна, депрессии, ожирения [3].
Факторы риска
В 2012 году проводилось исследование в IT-компании среди 388 сотрудников. Заполняя опросник, 43% из них отметили, что подвергались тяжелым рабочим нагрузкам в течение последнего года.
В течение 2 лет после опроса у 15 сотрудников (8 женщин и 7 мужчин) было диагностировано эмоциональное выгорание. При этом исследователи отслеживали, чтобы у этих людей не было другого стрессового фактора для выгорания, кроме работы.
Подробный анализ условий труда и образа жизни этих сотрудников показал, что недостаток сна (менее 6 часов) является основной причиной для выгорания. Сопутствующими источниками проблем являются навязчивые мысли о работе в свободное время и высокие требования к результатам труда. Авторы исследования говорят о том, что данная область еще мало изучена, поэтому к полученным данным стоит относится с осторожностью [4].
Вне работы
В 80-е Пайнс и Аронсон предложили рассматривать эмоциональное выгорание более широко: как состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванное длительным включением в ситуацию, которая предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере. Таким образом, это состояние может встречаться в любой профессии, на любой работе, а самое главное - вне рабочей сферы: на учебе или в отношениях.
По их мнению, любое выгорание включает 3 компонента:
1) Физическое истощение — характеризуется низким энергетическим уровнем, слабостью, хронической бессонницей и широким рядом физических и психосоматических жалоб.
2) Эмоциональное истощение — включает чувство беспомощности, безнадежности, которое в экстремальной степени может привести к эмоциональному взрыву.
3) Психическое истощение – это развитие негативных установок по отношению к себе, своей работе и жизни в целом [5].
Так, если в семье происходит какое-либо травмирующее событие, то вся семейная среда вовлечена в эту проблему. Соответственно, каждый участник испытывает стресс, который может привести к тяжелым переживаниям. В таком случае человеку кажется, что он бесполезен, поскольку ничем не может помочь, его самооценка снижается, что приводит к выгоранию. В тяжелых случаях может наблюдаться спутанность семейных ролей. Если равновесие достичь не удается в течение длительного времени, в семье наступает кризис.
Следующая работа рассматривает выгорание в роли родителя ребенка с хроническим заболеванием.
Специалистами педиатрического отделения университетского госпиталя в г. Оребро (Швеция) совместно со специалистами Каролинского института было проведено исследование, в котором участвовали родители детей с сахарным диабетом 1-го типа и воспалительными заболеваниями кишечника. С момента постановки диагноза до момента исследования должно было пройти как минимум 6 месяцев для того, чтобы не было путаницы между симптомами эмоционального выгорания и острой реакции на известие о болезни ребенка.
Исследование выгорания проводилось с помощью опросника SMBQ (The Shirom-Melamed Burnout Questionnaire). В результате самый высокий уровень выгорания был продемонстрирован родителями детей с диабетом. У родителей, чьи дети страдают от воспаления кишечника, общий показатель выгорания был чуть ниже, но в то же время значимо выше, чем у родителей здоровых детей. Авторы исследования предполагают, что не только особенности конкретного заболевания имеют значение для развития выгорания, но и общие факторы стресса, связанные с ситуацией хронической болезни, например, длительное напряжение [6].
Профилактика и борьба с синдромом эмоционального выгорания
Пайнс и Аронсон предложили методику семинаров для людей страдающих от эмоционального выгорания на работе. Занятия проводились в 4 этапа:
1) Осознание проблемы. Крайне важно, чтобы человек признал наличие симптомов эмоционального выгорания. Чаще всего сотрудники легко принимают информацию о том, что их страдания вызваны условиями работы, а не личностными характеристиками. Главным инструментом на этом этапе является откровенный разговор с людьми, испытывающими такие же проблемы.
2) Ответственность за действия. После того, как сотрудник понял, что проблема заключается именно в рабочей среде, стоит задуматься о том, как сделать ее удобнее. Авторы считают, что даже в строго-бюрократической среде остаются некоторые моменты под контролем человека, которые можно изменить "под себя".
3) Достижение когнитивной ясности, то есть понимание, какие факторы можно изменить, а какие нет. Ошибка может быть допущена как в переоценивании своих возможностей, так и в недооценивании. Когда же человек прилагает усилия, меняя те факторы, которые действительно ему подвластны, то у него появляется вера в себя, что уменьшает чувство беспомощности (см. выученная беспомощность) и, как следствие, предотвращает выгорание.
4) Изобретение новых способов борьбы с трудностями. Осознание проблемы —важный, но недостаточный шаг для предотвращения выгорания. Людям нужны конкретные инструменты для того, чтобы справляться с трудностями. Хотя проблемы и подходящие решения индивидуальны, зависят во многом от особенностей личности, большинство склоняется к тому, что стоит расширять свой репертуар стратегий борьбы со стрессом и усиливать систему социальной поддержки.
Все эти цели достигались в ходе информационных лекций и групповых дискуссий. В исследовании эффективности таких семинаров приняло участие 5 тысяч человек, в возрасте от 18 до 87 лет. Также в некоторых коллективах были созданы группы взаимной поддержки, где коллеги могли открыто говорить о своих проблемах и делиться опытом [7].
В случае, когда эмоциональное выгорание не связано с работой, основным «лекарством» от него является социальная активность. При этом хорошие отношения с коллегами и теплая атмосфера в коллективе помогают снизить вероятность выгорания на работе. А поддержка родных и друзей снижает вероятность обоих видов выгорания, как рабочего, так и личностного.
Автор: Евгения Константинова