Увидеть этот аппарат в живую – настоящая удача, а найти другой такой в России у Вас не получится при всем желании.
Когда мы говорим о классических американских мотоциклах, то сразу же вспоминаем Indian и Harley-Davidson. Но в 30-е годы обе эти марки по шкале крутизны затмевали аппараты постройки Альберта «Эла» Крокера.
Немногие серийные мотоциклы получили столь легендарный статус – особенно среди поклонников американских машин – как Сгоскег V-twin. С 1936 по 1942 годы в Лос-Анджелесе, Калифорния, было построено около 110 этих аппаратов, каждый по-своему уникален. Тот факт, что Альберт Крокер, их создатель, не придерживался сквозной нумерации, не только запутывает вопрос о точном числе его творений, но и многое говорит о личности самого творца. Зато мы можем точно сказать, что наш аппарат построен в 1937 году.
Вместо того, чтобы кропотливо заполнять ведомости и бухгалтерские отчетности, Эл Крокер предпочитал строить самые быстрые, самые мощные и самые совершенные дорожные мотоциклы. К сожалению, его стремление использовать такие материалы и компоненты, которые в ту пору применялись лишь на гоночных аппаратах, было несовместимо с извлечением прибыли. Ценовая война с такими гигантами, как Harley-Davidson и Indian, привела к тому, кто Крокер фактически терял деньги на каждом проданном мотоцикле – несмотря на прямые продажи, позволявшие экономить на дилерской марже.
Убытки он покрывал за счет прибыли от производства высокоточного оборудования – и после Перл-Харбора полностью переключился на военные поставки. Аппараты Сгоскег были очень дороги, но за эти деньги покупатель получал такую динамику, о которой владельцы других машин могли только мечтать. Крокер предлагал выплаты любому гонщику на его мотоцикле, который проиграет заезд спортсменам на Harley-Davidson или Indian – и, говорят, ни разу не выплатил эту утешительную премию!
Двигатель с полусферическими камерами сгорания выдавал 55 л.с. при 5800 об/мин и безболезненно раскручивался до 6700 об/мин. Пол Бигсби в 1936 году взял один из первых пяти мотоциклов и на дне сухого озера Мурок развил скорость 206 км/ч – на стандартном дорожном аппарате! Машины с параллельными клапанами были не столь быстроходны, но Крокер гарантировал и для них максимальную скорость 170 км/ч. Это было на 10-15 км/ч быстрее чем у Indian Sport Scout или Harley-Davidson Knucklehead – ведь «параллельный» двигатель Сгоскег выдавал 48 л.с. против 36 л.с. у «Харлея».
Но при этом Сгоскег стоил $495 против $ 380 за самую дорогую модификацию Harley-Davidson Knucklehead. Причем у «Харлея» было четыре передачи, а у Сгоскег – только три. Поэтому Крокер стал предлагать двигатели увеличенного до 1180 см3 и даже более рабочего объема – благо толстые стенки цилиндров позволяли расточку. Практически все компоненты – кроме магнето Edison-Splitdorf, свечей зажигания Champion, ободьев колес, шин и некоторых других деталей – Крокер делал на собственном предприятии.
Но все же Эл Крокер уделял большое внимание снижению веса, и комплектный аппарат весил 240 кг – на 40 кг меньше, чем эквивалентный Harley-Davidson – благодаря широкому использованию алюминиевых сплавов. Из них он отливал на собственном заводе картер двигателя, бензобак, кожуха генератора и моторной передачи, подножки, панель приборов, корпус заднего фонаря и другие детали. По сравнению с Harley-Davidson мотоциклы Сгоскег были компактными – короче база, уже шины – и походили своей геометрией, скорее, на британские супербайки HRD-Vincent и Brough-Superior, но при этом сохраняли типичный для американских аппаратов дизайн.
В 1940 году десять мотоциклов Сгоскег закупило полицейское подразделение Highway Patrol (патрульная служюа на Хайвеях) в Аризоне – ведь Ford V8 с легкостью уходил от любого Harley-Davidson или Indian. Тогда же Крокер, используя свои давние связи с компанией Indian, повел переговоры с ее владельцем Полом Дюпоном о продаже лицензии. Увы, переговоры оборвала начавшаяся война – а ведь если бы Indian запустил производство мотоциклов по образцу Сгоскег, вся история могла бы измениться!
Но во время войны Эл Крокер перевел свой бизнес на производство деталей для Douglas Aircraft Company. А Бигсби после войны занялся конструированием и производством электрогитар – лицензии на некоторые его конструкции купил Gibson.
В 1948 году в интервью Эл Крокер объяснил, почему он был вынужден закончить производство своих замечательных машин: «Из-за войны. Когда она началась, у нас было готово на три четверти несколько аппаратов. Но материалы, необходимые для завершения их постройки, уже нормировались правительством. Так что мы сдали их на металлолом, получив 75 долларов и заверения от правительства, что оно компенсирует потери. Вот и конец истории…»