Сейчас сложно представить наш мир без грузовых автомобилей, способных за раз перевезти десятки тонн груза. Однако было так не всегда, 50 лет назад автомобиль, перевозящий 6-7 тонн груза считался передовым. Такие автомобили строили города, заводы, были двигателями развития страны.
В 1958 году появились первые опытные образцы автомобиля, до серийного изготовления автомобиль доводили 7 лет. С 1966 года Минский автозавод полностью перешел на производство 500-й модели, полностью свернув производство устаревшей 200-й.
Кабина над двигателем - диковинка для нашего автопрома. Тем не менее, именно такая компоновка у всех европейских грузовиков сегодня, она позволяет сделать грузовик более компактным.
Однако МАЗ-500 стал не первым бескапотным автомобилем СССР: в 1961 году в Грузии стали собирать разработанный на Заводе имени Лихачева бескапотник, получивший название КАЗ-605 - всем хорошо известная "Колхида".
КАЗ-605 был сконструирован на агрегатах ЗИЛ-130 и имел бензиновый двигатель, отличавшийся расходом до 60 литров на 100 км. МАЗ же оснащался дизельным двигателем Ярославского моторного завода. ЯМЗ-236 стал базовым силовым агрегатом не только для 500-й модели, но и для ряда автомобилей КрАЗа, также его ставили на КАМАЗе.
180 л.с., 667 Н*м - неплохая для тех времен мощность и тяговитость. Давайте сравним с силовой установкой ЗИЛа-130 и КАЗа-605: бензиновый двигатель ЗИЛ-130 развивал 150 л.с. и выдавал 402 Н*м.
Благодаря более тяговитому двигателю МАЗ-500 имел на 1,5 тонны большую, чем ЗИЛ-130, грузоподъемность. Кроме того, грузовик мог дополнительно тянуть прицеп с общем массой 12 тонн. Для сравнения: КАЗ-605 предназначался для полуприцепа с общей массой 10,5 тонн...
Автомобиль выпускался в нескольких модификациях:
1. МАЗ-500 Ш
Автомобильное шасси, предназначенное для дальнейшей надстройки. На базе такого шасси, например, выпускался кран К-67
2. МАЗ-500 В
Бортовой грузовик с металлической платформой
3. МАЗ-500 Г
Длиннобазный бортовой грузовик
4. МАЗ-500 С
Автомобиль, предназначенный для эксплуатации в условиях крайнего Севера
5. МАЗ-500 Ю
Автомобиль разрабатывался для эксплуатации в условиях тропического климата
6. МАЗ-505
Полноприводный грузовик
В 1970 году прошел рестйалинг и 500-ю модель сменила модель 500А, отличавшаяся увеличевшейся на 100 мм колесной базой, и увеличенной на 500 кг грузоподъемностью. Кроме того, скорость автомобиля увеличилась с 75 до 85 км/ч. Имелись и внешние отличия: клетчатая решетка радиатора, исчез кожух за кабиной, за дверями появился повторитель сигнала поворота. В таком виде модель прожила на конвейере еще 7 лет