Ява (Jawa) — марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия) одноимённым концерном. Мотоциклы Jawa были доступны в продаже на территории СССР.
Название мотоциклов «Ява» является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Яничека (чеш.František Janeček) и от названия фирмы «Вандерер» (Wanderer), у которой предприниматель купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов под маркой «Ява».
Первая модель была представлена 23 октября 1929 года. Это был 500-кубовый 4-тактный двигатель «JAWA 500 OHV» с 12 кВт мощности (18 л.с.) и расходом топлива 6 литров на 100 км. При высокой цене, этот мотоцикл был очень успешным и считался надежным.
Максимальная скорость 110 км/ч
Сухой вес мотоцикла 175 кг.
В 1932 году еще чуствовался экономический кризис. Мотоцикл по 15 000 крон представлял для покупателей недоступную роскош.
Jawa в этих условиях начала выпускать мотоцикл 175 сс. „Самый лучший мотоцикл за мало денег“ – провозглашал рекламный слоган. Простой, красивый мотоцикл был представлен на Пражском автосалоне. Его цена 4 650 крон была невероятно низкая, на одну треть ниже по сравнению с другими мотоциклами этого класса.
У Jawa 175 был трёхканальный двухтактный двигатель объёмом 172,6 сс, мощность 3,6 кВт (5,5 лс)
Максимальная скорость 70-80 км/ч.
Расход топлива 3-3.5 литра на 100 км.
Сухой вес мотоцикла 70 кг.
История возникновения этого мотоцикла весьма необычная. Он создавался во время втрой мировой войны в условиях глубокого подполия, когда всем угрожала смертная казнь. Но всё таки в1944 г. в сарае, у фашистов под носом, возник мотоцикл, который поразил всех.
Своей конструкцией он отличался от всех предидущих Яв.
Двигатель был двухтактный одноцилиндровый 248,8 см3, мощость 6,6 кВт (9 л.с.) с плоским поршнем. Совсем новой была конструкция карбюратора и его крышка.
Максимальная скорость 100 км/ч.
Расход топлива 3 литра на 100 км.
Сухой вес мотоцикла 125 кг.
После войны было принято решение выпускать более простые и дешёвые двухтактные мотоциклы. Но через пару лет покупатели потребовали более силный мотоцикл.
И уже в 1950 году в Яве подготовили пол-литровый двигатель и с 1952 года началось серийное производство Явы 500, Тип 15/00. Двигатель был воздушного охлаждения, четырехтактный двухцилиндровый. Кулачковый вал в головке цилиндров (OHC) приводился червячной передачой. Объём цилиндров 488 см3 ( Ø 65 х 73,6), мощность 19,1 кВт ( 26 л.с.) при 5 000 об/мин.
Максимальная скорость 135 км/ч.
Расход топлива 4 литра на 100 км.
Сухой вес мотоцикла 156 кг.
В 1953-1954 гг. начинается производство мотоциклов с однопедальным устройством переключения передач и пуска (на экспорт). Стандартное обозначение их-ЯВА-250 мод. 353/02 и ЯВА-350 мод. 354/02. Jawa 250 был оснащен двухтактным одноцилиндровым двигателем, объёмом 248.5 см³ и мощностью 12 л.с.
Максимальная скорость 110 км/ч.
Сухой вес мотоцикла 135 кг.
Все 60-е годы чешские конструкторы увлеченно работали с рамами хребтового типа: их пытались применять даже на внедорожных спортивных аппаратах. Наконец, в 1970 году началось мелкосерийное производство таких мотоциклов. Интересно, что не только 350-кубовый, но и 250-кубовый двигатель получил двухцилиндровую конфигурацию.
За характерную внешность, созданную дизайнером Татоушеком, машина получила кличку «Бизон». Но уже тогда было ясно, что это тупиковый путь; модель выпускалась всего два года, и общий ее тираж не дотянул и до 5000 экземпляров. Jawa Bizon был оснащен двухтактным двухцилиндровым двигателем, объёмом 343 см³ и мощностью 21 л.с.
Максимальная скорость 128 км/ч.
Расход топлива 4 литра на 100 км.
Сухой вес мотоцикла 149 кг.
В 1973 г. специалисты народного предприятия «ЯВА» разработали новую модель мотоцикла - 634, он выпускался только с двигателем объемом 350 куб. см и мощностью 19 л.с.
Максимальная скорость 128 км/ч.
Расход топлива 4.5 литра на 100 км.
Сухой вес мотоцикла 155 кг.
Данная модель стала поступать в Советский Союз со второй половины 1984 года. Это переходная модель между ЯВА-634 и новой конструкцией ЯВА-638-0-00. Новые двигатель, электрооборудование, передняя вилка — вот что прежде всего отличает модель «638-5-00».
На Jawa 638-5-00 был установлен двухтактный двухцилиндровый двигатель, объёмом 343 см³ и мощностью 26 л.с.
Максимальная скорость 120 км/ч.
Расход топлива 4.5-5 литров на 100 км.
Сухой вес мотоцикла 170 кг.
Тип 638.0 разработан на базе типа 638.5, который ввели на рынок в 1984 году. Наиболее бросаются в глаза изменения дизайна. На нынешней модели установлены новые бак, седло и кожухи, благодаря чему мотоцикл приобрел более привлекательный вид. Топливный бак стал более угловатой формы. Надпись, раньше очень скромная, заменена почти диагонально размещенной, которая уже издали обращает внимание на марку мотоцикла. По обе стороны размещаются резиновые опоры колен, соответствующие форме седла, оснащенного сзади выступом.
Пожалуй, менее бросающимися в глаза, однако, несомненно не менее важными являются изменения силового агрегата (по сравнению с 634). Цилиндры двигателя «Явы» снова выполнены из легкого металла с чугунными гильзами. Объем цилиндров не изменился — 343,47 см3, мощность двигателя равна 19 кВт, т. е. 25,8 л. с.
Максимальная скорость 125 км/ч.
Расход топлива 4 литра на 100 км.
Сухой вес мотоцикла 170 кг.
был оснащен двухтактным двухцилиндровым двигателем водяного охлаждения, объёмом 250 см³ и мощностью 26 л.с.
“Ява” Dandy совершенно не похож на классическую “Ява”. Это скорее мопед, оснащенный 4-тактным двигателем объемом 125 см³ и мощностью 10 л.с.
Максимальная скорость 100 км/ч.
Расход топлива 4-5 литров на 100 км.
Сухой вес мотоцикла 103 кг.
был оснащен четырехтактным одноцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения, объёмом 651.9 см³ и мощностью 48 л.с.
Максимальная скорость 155 км/ч.
Расход топлива
Сухой вес мотоцикла 180 кг.
На нем установлен четырехтактный 1-цилиндровый мотор Minarelli объемом 651 куб.см. мощностью 49 л.с.
Максимальная скорость 165 км/ч.
Подпишись, дальше будет интереснее!
Также смотрите историю мотоциклов Иж Юпитер.
https://zen.yandex.ru/media/id/5d43d69b86c4a900aeec563d/ij-iupiter-istoriia-motociklov-5d4453a0520a9b00adcbf059