Они должны ломаться!
Не доволен слишком высоким качеством автомобилей известный британский журналист и эксперт издания Autoexpress Майк Резерфорд. Он считает, что хорошее качество автомобилей вредит продажам новых машин.
- Долговечность выпускаемых автомобилей приводит к тому, что их пробеги стали превышать 160 тысяч километров! - возмущается эксперт. - Автомобилисты, у которых нет достаточной суммы денег для покупки нового автомобиля, продолжают ездить на старых машинах, вкладывая небольшие суммы в поддержание их состояния. А производители машин, соответственно, теряют прибыль.
Помнится, в 2000 годах у населения России были популярны поддержанные японские автомобили. «Японки» с пробегом 200 000 километров были в цене, и еще много лет бегали, не ломаясь, по российским просторам, особенно в восточной части страны.
Сейчас такого качества уже нет. Большинство машин запланировано ломаются к 100 000 километрам. А теперь предлагается сделать их еще менее качественными.
Проблема недолговечной техники существует уже давно. Производители делают все, чтобы их техника ломалась сразу после завершения гарантии. Причем не просто ломалась, а так, чтобы ее было невозможно отремонтировать. Все помнят как легко и недорого ремонтировались «Жигули». Люди годами латали свою старенькую машинку. Не от большой любви к своей технике, а потому, что купить новую было далеко не всем по карману. Большая часть населения России не стала намного богаче. Но машины за это время значительно выросли в цене и стали более ломкими и менее ремонтируемыми. Например, многие двигатели в современных машинах неремонтнопригодны, их можно только заменить целиком.
Проблема актуальна не только для автомобилей, но и вообще для любой техники. Хрупкие пластиковые детали в стиральных и посудомоечных машинах, пылесосах. Недорогой стиральной машине моих родителей турецкой фирмы Beko - больше 10 лет. Пару раз они вызывали ремонтника, тот выполнял копеечный ремонт, заменял недорогие детали. И говорил, как повезло моим родителям, что у них такая старая стиральная машина. Новые служат гораздо меньше.
У многих сих пор на даче отлично морозит советский холодильник «Полюс». И даже ремонта не требует.
Первый факт сговора производителей с целью намеренного ограничения срока службы выпускаемых изделий зафиксирован 90 лет назад. Еще в 1924 году в Женеве состоялась встреча глав ряда ведущих компаний, выпускающих лампы для осветительных приборов. Бизнесмены волновались,что увеличение срока службы ламп накаливания плохо скажется на объемах продаж , а главное – на доходах. Производители уже тогда договорились об искусственном ограничении срока службы выпускаемых ими ламп накаливания.
Сейчас такими уловками пользуются очень многие. Например, смартфоны оснащают встроенным аккумулятором, заменить который очень трудно, а иногда и невозможно, а в принтерах ломаются шестерёнки, специально сделанные из хрупкого пластика. При этом часто просто изъять и заменить шестеренку невозможно, приходится менять весь узел. Проще и иногда даже дешевле – купить новый принтер.
Возвращаясь к автомобилям, отметим, что что средний возраст автомобилей в Англии достиг восьми лет. Средний же возраст автомобилей Евросоюза увеличился сегодня до 11,1 года, а в США — до 11,8 года. В России средний возраст машин достиг в этом году 11,4 года. А концерны желают, чтобы выпускаемые ими автомобили служили не более 10 лет.
Майк Резерфорд уверен, что снижение качества выпускаемых машин могло бы сделать их доступнее по цене и гарантировать будущие продажи. Но в этом случае, машины станут еще менее надежными и более опасными для жизни водителей и пассажиров.
Знаменитый Генри Форд говорил: «Машины продают лишь для того, чтобы затем продавать запчасти к ним». Эта модель больше не кажется современным производителям выгодной. Их новая бизнес-модель будет звучать так: «Машины продают лишь для того, чтобы люди были вынуждены постоянно покупать новые автомобили».
Старые же будут уверенно пополнять свалки и захламлять нашу планету. В гонке потребления выигрывает только крупный бизнес. В минусе – все жители Земли и в целом наша планета. Кто сможет остановить рост «одноразовых» вещей в этом мире – большой вопрос без ответа.
Татьяна Гончарова
А какой механизм у вас неожиданно и очень быстро сломался, а какой старой техникой вы благополучно пользуетесь и по сей день?