Найти в Дзене
Remont1969

Британские паровые броневики. Fowler B5 Armoured Road Locomotive. 1900. Рождение брони.

Если у немцев в начале 20-го века были бронированные пушечные башни без мотора, то у англичан примерно в это же время были бронированные носители оружия. Столкнувшись с вооруженными скорострельными винтовками бурами английская армия быстро поняла, как важна безопасность коммуникаций. Паровые поезда из трактора и прицепов, медленно пылящие по саваннам Африки, становились легкой добычей противника. На железной дороге появились блиндированные поезда. Осталось только поставить их с рельс на землю. Так родилась Броня с мотором движущаяся по земле, второй необходимый элемент танка.
    Fowler B5 Armoured Road Locomotive
Fowler B5 Armoured Road Locomotive

Страна: Великобритания

Производитель: John Fowler & Co Ltd

Годы производства: 1900-1901

Кол-во построенных: 4

Экипаж: 3+расчеты орудий

Шасси: Fowler Super Lion

Боевая масса тягача: 22,4 тонны

Полная масса прицепов: 55-56 тонн

Вооружение: 2х Ordnance BL 5.4-inch howitzer/Ordnance QF 15-pounder gun (возимые)

Бронирование: 12 мм

Двигатель: 125 л.с. (паровой)

Эта статья одна из первых в большом цикле материалов о рождении бронетанковой техники и её ранней истории в Первую Мировую войну. Начало истории о рождении башенных передвижных бронированных артиллерийских установок здесь - Прусская бронированная башня. Schumann Panzerlafette. 1890. Рождение броневых пушечных башен.
-3

Вторая англо-бурская война между Британской империей и союзом Южноафриканской Республики и Оранжевого Свободного государства началась в октябре 1899 года. Обладая высокой мобильностью и хорошая зная местность, бурские коммандос верхом преодолевали сотни километров, вооруженные современными немецкими винтовками и английскими пулеметами Максима перерезали протяженные линии снабжения, срывая поставки боеприпасов для пехоты британцев. Неудачно начавший войну генерал Редверса Буллера быстро был заменен на на фельдмаршала лорда Робертса, который наряду с простым увеличением численности английских войск озаботился и защитой транспортных караванов, заказав вероятно первую бронированную самоходную машину. Паровые тяговые трактора Fowler были выбраны в военном ведомстве еще в 1899 году для тягачей, которые будут использоваться в войне в Южной Африке. Паровые трактора от компании John Fowler & Co Ltd из Лидса , были основными тяговыми машинами в английских частях к середине 1900 года. Эти тягачи использовались для перемещения поездов из прицепов с припасами, для перевозки волов или мулов, для буксировки орудий между позициями войск и со складов хранения.

Перевозка по железной дороге так же оказалось очень уязвимой, из-за огромных расстояний которые приходилось охранять, с учетом того, что диверсии в виде разрушения мостов, разбора полотна приводили к остановке поездов, за которыми неминуемо следовало нападение или обстрел. Частично проблему решили броневагоны и бронепоезда, которые впервые проявили себя как реальная боевая сила. Вместе с тем большинство припасов приходилось перевозить с помощью гужевого транспорта, медленного и уязвимого для болезней, нападений диких животных и пуль буров.

Блиндированный поезд недалеко от Кимберли.
Блиндированный поезд недалеко от Кимберли.

Весной 1900 года армейское командование для защиты от нападений буров на колонны снабжения армейское командование заказало несколько бронированных тягачей у фирмы Фоулера, основного поставщика паровых рутьеров в армию. Первый из 6-ти заказанных тракторных поездов в составе бронированного парового трактора и трех пуленепробиваемых вагонов-прицепов приплыл в Южную Африку в июле 1900 года. Пуленепробиваемые бронированные листы полностью закрывали корпус трактора в виде ящика, из бронированной коробки выступали только дымоходы паровой машины. Нижнюю часть котла защищал изогнутый полукругом лист. В районе кабины управления были сделаны уширения-броневые карманы, к которых были сделаны три амбразуры для использования стрелкового оружия экипажа. Доступ к тягачу был через дверь в задней части.

-5

Гаубицы могли перетаскиваться непосредственно за паровым поездом для ускорения времени развертывания в случае опасности. Но для дальних маршей и переброски между гарнизонами чаще всего их загружали в специально подготовленные броневые вагоны. Всего бронированный паровой тягач должен был перемещать прицепы общей массой в 60 тонн. Боеприпасы, расчеты и солдат планировалось перевозить под защитой брони, прочие материалы не боящиеся обстрелов можно было возить и на обычных прицепах. Считается, что общая идея исходила непосредственно от Лорда Робертса, а непосредственно дизайном занимался капитан Ньюджент из королевской инженерной службы (Captain Nugent of the Royal Engineers).

-6

Паровой тягач для броневого автопоезда был заказан у ведущего производителя паровых машин в Англии фирмы John Fowler and Co. Ltd. В качество базового тягача была взята модель «Super Lion». Каждый Super-Lion весил 17,8 тонны, размеры задних колес составляли 7 футов (2,13 м) в высоту и 24 дюйма (610 мм) в ширину. Бронированный корпус весил 4500 кг и был собран на заклёпках из брони толщиной 5/16 ″ (7,94 мм) для вертикальных поверхностей и 6.3 ”(6,35 мм) для горизонтальных. Броню поставила фирма Cammell Laird and Co. Броня обеспечивала защиту от пуль, выпущенных из британских винтовок Ли-Метфорда и немецких Маузеров при стрельбе в упор с расстояния в 18 метров. После бронирования масса тягача выросла до 22 300 кг. Мощность паровой машины позволяла перемещать 80-ти тонный автопоезд со скоростью 10 км/час и потребляя 356 кг угля на каждые 42 км пройденного пути.

 Фото: IVM (Imperial War Museum) не для коммерческого использования
Фото: IVM (Imperial War Museum) не для коммерческого использования

Специальные прицепы автопоезда так же были спроектированы специально и имели множество незаметных сразу решений. Каждый прицеп служил для перевозки груза до 15 тонн и имел в своем основании мощную жесткую двухосную тележку. Как и у тягача двухосный вагон имел маленькие колеса спереди и большие сзади, маленькие колеса имели колею совпадающую с передними колесами тягача, задние более широкие с задними колесами тягача. Нижняя неподвижная часть бронирования вагона имела большой обратный уклон, а верхняя откидывающаяся наклонена на угол от вертикали примерно 20 °. Наклонные листы брони позволяли увеличить число рикошетов при прямом выстреле из винтовки по вагону и увеличить относительную толщину брони.

-8

Бронированные вагоны-прицепы, которые поставлялись вместе с Fowler B5 имели бронирование, разделенное на три секции, каждую из которых можно было откинуть внутрь независимо. С одной стороны, обращенной к тягачу вагоны имели бронированную стенку с дверью для десанта и расчетов, с другой стороны две распашные двери позволяли производитель загрузку грузов.

-9

При перевозке людей боковые стенки поднимались, в этом случае крыши сверху не было, и расчеты и десант имели хорошую вентиляцию и могли вести огонь через бойниц. Если в вагонах перевозились патроны, снаряды, порох, которые могли пострадать любого обстрела, боковые листы опускались и образовывали треугольную крышу, обеспечивая полную защиту перевозимого огнеопасного или взрывчатого груза.

-10

Так как прицепы имели бронезащиту со всех сторон, при необходимости их можно использовать и как неподвижные отдельные блокпосты или даже составлять крепости, подобные русским Гуляй-городу или гуситским Ваген-бургам. В плитах брони прицепов так же были сделаны бойницы для стрельбы расчетов. К каждому поезду полагалось по две гаубицы или пушки, которые могли буксироваться за поездом.

-11

По направляющим полевое орудие могло быть поднято в прицеп и перевозиться в нем вместо буксировки для экономии ресурса, особенно учитывая то, что подвеска пушек была рассчитана на скорость конной возки, а паровые рутьеры могли перемещаться быстрее.

-12

Несмотря на то, что было заказано 6 бронированных тягачей из общего заказа в 20 рутьеров у John Fowler & Co Ltd, всего было построено 4 броневых поезда под номерами 8894, 8895, 8898 и 8899. Тягачи 8894 и 8895 были собраны в мае и июне 1900 года и испытаны в районе Лидса перед отправкой в ​​Южную Африку. в ходе испытаний оказалось, что при повышенных нагрузках сцепка не надежна и когда тягач съехал на вспаханное поле при подъеме в небольшую горку автопоезд застрял. Тем не менее экипаж машины боевой нашел выход, тягач отцепили, он самостоятельно заехал на горку, а потом используя лебедку по очереди вытащил все вагоны, после чего снова собрал автопоезд в одно. Тягач и с вагонами за номерами 8894 и 8895 были отправлены в Южную Африку в июле-августе 1900 года, два оставшихся тягача (8898 и 8899) были закончены в октябре и отправлены к декабрю 1901 года.

-13

Из более чем 20 тракторов Фаулер, отправленных в Южную Африку, только четыре Фаулера B5 были бронированы. По прибытию в Южную Африку с двух тракторов броня была сразу снята, а бронелисты использовали для бронировки бронепоездов. К моменту прибытия бронированных тракторов с вагонами проблемы обеспечения безопасности коммуникаций были практически решены, буры понесли потери не позволявшие им вес и активную борьбу и руководством было принято решение не использовать столь сложные и дорогие машины для работы в вельде.

Illustration of the B5 Armoured Road Train produced by Bernard Baker, funded by our Patreon Campaign
Illustration of the B5 Armoured Road Train produced by Bernard Baker, funded by our Patreon Campaign
Построив бронированный паровой тягач B5 Armoured Road Train англичане фактически создали первую самоходную артиллерийскую установку. Хорошо продуманная система движения, перевозки расчета, амуниции и орудий позволяла бы теоретически использовать эти системы и в качестве поддержки пехоты на поле боя, оперативно перебрасываю артиллерию под прикрытие брони и обеспечивая быстрое открытие огня. Через 16 лет уже на базе танка Mk.IV примерно такую же задачу англичане решали создавая носитель орудия Gun carrier Mk.I - САУ Первой мировой войны.
-15

Поставив броню на колеса англичане создали вторую необходимую для танка составляющую - Защиту. Оружие в виде башенной установки бронекаретки Шумана внедрили в Германии, подвижную броню в Англии, остался только движитель и все это соединить в танк. На это ушло следующие 17 лет.

-16
Эта статья, часть большого цикла о ранней истории возникновения и развития бронетанковой техники до и во время Первой мировой войны. Следующая статья о первом применении гусеничного движителя здесь - Lombard Steam Log Hauler - Рождение гусениц

Источники:

http://www.landships.info/landships/tank_articles/fowler_B5.html

https://tank100.com/towards-the-tank/early-experiments-part-i/

https://tanks-encyclopedia.com/pre-ww1-uk-fowler-b5-armoured-road-train/

Авто
5,66 млн интересуются