Найти тему
ProVlad

"Русич" и его модификации

Мои приветствия всем читателям моего блога. Без каких-либо сомнений "Русич" для меня продолжает оставаться самым лучшим вагоном за всю историю Московского метрополитена. О его достоинствах я говорил в прошлой статье, а теперь расскажу подробнее о его модификациях.

Совершим опять путешествие с помощью машины времени в начало 2000-х. Появляется проект строительства линий мини-метро в центре Москвы и в новый строящийся деловой квартал "Москва-Сити», тогда же предполагалось использовать новые поезда, которые, как и обычно, должны были быть произведены на «Метровагонмаше». За основу взяли, конечно же, вагон «Яуза», и, устранив недостатки прошлой модели и внедрив сочленённую конструкцию кузова, которая была применена впервые, был изготовлен опытный состав «Скиф» из двух головных вагонов 81-740 с номерами 0001 и 0002.

Опытный состав «Скиф» из двух головных вагонов 81-740 с номерами 0001 и 0002.
Опытный состав «Скиф» из двух головных вагонов 81-740 с номерами 0001 и 0002.

Да, тогда он так и назывался. Однако, тогдашнему руководству Московского метрополитена в лице Дмитрия Гаева это название не понравилось. Тогда Московский метрополитен, совместно с газетой «Московский Комсомолец» и ОАО «Метровагонмаш», провёл конкурс «Дай имя поезду». Из множества вариантов было выбрано название «Русич».

С таким названием вагон 81-740/741 и пустили в эксплуатацию по Бутовской линии, пока с ними не стали возникать проблемы, которые мы тоже описали в прошлой статье. Потом, большинство проблем было устранено. Остались проблемы, связанные с качеством оборудования Alstom. С 2010 г. началась постепенная замена комплектов электрооборудования ONIX на КАТП-1 производства ОАО «Метровагонмаш», тяговые двигатели при этом не заменяются. На данный момент замена полностью завершена.

«Русич» на станции «Бульвар Адмирала Ушакова»
«Русич» на станции «Бульвар Адмирала Ушакова»
Ранний салон «Русича»
Ранний салон «Русича»

В 2004 году появилась новая модификация 81-740/741А. Отличались эти вагоны только тем, что были оборудованы комплектами электрооборудования КАТП-1 производства ЗАО «Метровагонмаш» с двигателями ТАД 280М4 У2 производства АЭК «Динамо» номинальной мощностью 170 кВт и каких-либо существенных отличий от вагонов 81-740/741 вагоны 81-740А/741А больше не имели.

А вот далее появляется более современная модификация 81-740/741.1, у которой было значительно больше отличий от своих же предшественников. Например, именно тогда начали ставить светодиодные светильники закрытия дверей, которые отсутствовали в самых первых модификациях. Также на вагонах ставилась модифицированная система отопления и вентиляции салона.

Состав из вагонов 81-740.1/741.1 «Русич» на станции Студенческая, следует до станции Крылатское, что говорит о том, что фотография сделана до 2008 года
Состав из вагонов 81-740.1/741.1 «Русич» на станции Студенческая, следует до станции Крылатское, что говорит о том, что фотография сделана до 2008 года
Состав из вагонов 81-740.1/741.1 «Русич» на перегоне Партизанская-Измайловская
Состав из вагонов 81-740.1/741.1 «Русич» на перегоне Партизанская-Измайловская
Состав из вагонов 81-740.1/741.1 «Русич» в депо «Измайлово». Присмотритесь к стене, на месте депо действительно раньше была станция «Первомайская» (не путать с нынешней «Первомайской»)
Состав из вагонов 81-740.1/741.1 «Русич» в депо «Измайлово». Присмотритесь к стене, на месте депо действительно раньше была станция «Первомайская» (не путать с нынешней «Первомайской»)
Салон вагона 81-740.1/741.1 «Русич»
Салон вагона 81-740.1/741.1 «Русич»

В конце 2000-х годов было решено списать вагоны типа Е и Еж, что говорило о том, что нужны новые поезда. Ими, конечно же, оказались составы из «Русичей». Однако это была уже новая модификация 81-740.4 / 81-741.4, в которой впервые за всю историю Московского метро был установлен салонный кондиционер. Решено было создать эту модификацию и из-за того, что требовались дополнительные двери в салоне для того, чтобы обеспечить нормальную посадку и высадку пассажиров на загруженных участках. Кроме этого поменялось мало в плане салона. Зато тормозные колодки перестали свистеть так, как они свистели раньше.

Состав из вагонов 81-740.4/81-741.4 «Русич» на станции «Деловой центр»
Состав из вагонов 81-740.4/81-741.4 «Русич» на станции «Деловой центр»
Состав из вагонов 81-740.4/81-741.4 «Русич» на станции «Партизанская»
Состав из вагонов 81-740.4/81-741.4 «Русич» на станции «Партизанская»
Состав из вагонов 81-740.4/81-741.4 «Русич» на Кольцевой линии
Состав из вагонов 81-740.4/81-741.4 «Русич» на Кольцевой линии
Салон вагона 81-740.4/81-741.4 «Русич»
Салон вагона 81-740.4/81-741.4 «Русич»

И, наконец, последние модификации, это 81-740.2 / 81-741.2 и 81-740.2Б / 81-741.2Б. Эти поезда разрабатывались специально для метрополитена Софии, столицы Болгарии. Колея там другая, ширина её 1435 мм.

Состав из вагонов 81-740.2/81-741.2 «Русич» на станции «Мусагеница»
Состав из вагонов 81-740.2/81-741.2 «Русич» на станции «Мусагеница»
Поезд следует до станции «Цариградско шоссе»
Поезд следует до станции «Цариградско шоссе»

Собственно, чем отличается эта модификация от других, так это другой колёсной тележкой, а также другими комплектами электрооборудования асинхронного тягового привода производства Hitachi. Японская фирма, как никак. Номинальная мощность составляла 170 кВт. Ну и ещё окраской, а также другим цветом сидений и поручней в салоне.

Салон «Русича» для Болгарии
Салон «Русича» для Болгарии
Салон «Русича» для Болгарии
Салон «Русича» для Болгарии

81-740.2 / 81-741.2 и 81-740.2Б / 81-741.2Б различаются лишь тем, что у вторых вагонов трёхдверная секция.

Вот и подошёл к концу мой обзор.

Если вам понравилась данная статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в дзене.

Я буду очень рад вашей подписке на мои сообщества в вк, посвящённые ♰darkfriendz temple♰ и московскому метрополитену, а также на мой ютуб-канал, куда я тоже выкладываю много интересного контента.