Найти в Дзене
Лётчик-вертолётчик

Как отделить хвост от вертолёта не выходя из кабины

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

Я хочу рассказать о тех случаях, в которых движениями органов управления, лётчик может отделить хвостовую балку от вертолёта при резких движениях.

Болезнью отделения хвостовой балки, с потерей управляемости вертолёта, страдает в основном вертолёт Ми-8.

В этой статье, я не беру в учёт боевые повреждения от попадания ракет и снарядов, а рассказываю исключительно о неправильных действиях лётчика.

Существует два простых способа разрушить хвостовую балку.

Первый способ реализуется при помощи ручки управления.

Если в полёте отдать ручку управления вперёд, первым отклониться винт и через какое-то время фюзеляж пойдёт за ним, а если через пару секунд отклонить ручку назад, то винт резко пойдёт назад, а фюзеляж по инерции пойдёт вперёд. В этом случае несущий винт обрубит хвостовую балку и вертолёт потеряет управляемость.

Я слышал о таком случае в Афганистане.

Экипаж забирал десант с площадки после взлёта, и в начале набора скорости в них выстрелили из РПГ, чтобы уклониться от гранаты, экипаж потянул ручку на себя, но слишком резко и отрубили хвостовую балку, после чего вертолёт рухнул.

Второй способ реализуется педалями путевого управления (управления по рысканию).

Для того чтобы уравновесить реактивный момент несущего винта, рулевой винт вынесли на расстояние около 6 метров и если лётчик будет резко увеличивать тягу винта дачей правой педали, то есть большой риск за счёт этого удара сломать хвостовую балку.

Даже при небольшом движении в одну, а потом в другую сторону я услышал удар в районе хвостовой балки. Этот опыт я получил, когда учился летать на Ми-8Т (одна из первых модификаций), на которой нет никаких предохранительных систем, упреждающих такое разрушение хвостовой балки.

Полная перекладка педалей значит, что нужно из крайнего левого перевести педали в крайнее правое положение.
Полная перекладка педалей значит, что нужно из крайнего левого перевести педали в крайнее правое положение.

На дальнейших модификациях устанавливалась система, ограничивающая ход педалей. Но даже без этих систем, ни одного такого случая не было.

Если вам понравилась статья, то переходите на канал и подписывайтесь.