Я хочу рассказать о тех случаях, в которых движениями органов управления, лётчик может отделить хвостовую балку от вертолёта при резких движениях.
Болезнью отделения хвостовой балки, с потерей управляемости вертолёта, страдает в основном вертолёт Ми-8.
В этой статье, я не беру в учёт боевые повреждения от попадания ракет и снарядов, а рассказываю исключительно о неправильных действиях лётчика.
Существует два простых способа разрушить хвостовую балку.
Первый способ реализуется при помощи ручки управления.
Если в полёте отдать ручку управления вперёд, первым отклониться винт и через какое-то время фюзеляж пойдёт за ним, а если через пару секунд отклонить ручку назад, то винт резко пойдёт назад, а фюзеляж по инерции пойдёт вперёд. В этом случае несущий винт обрубит хвостовую балку и вертолёт потеряет управляемость.
Я слышал о таком случае в Афганистане.
Экипаж забирал десант с площадки после взлёта, и в начале набора скорости в них выстрелили из РПГ, чтобы уклониться от гранаты, экипаж потянул ручку на себя, но слишком резко и отрубили хвостовую балку, после чего вертолёт рухнул.
Второй способ реализуется педалями путевого управления (управления по рысканию).
Для того чтобы уравновесить реактивный момент несущего винта, рулевой винт вынесли на расстояние около 6 метров и если лётчик будет резко увеличивать тягу винта дачей правой педали, то есть большой риск за счёт этого удара сломать хвостовую балку.
Даже при небольшом движении в одну, а потом в другую сторону я услышал удар в районе хвостовой балки. Этот опыт я получил, когда учился летать на Ми-8Т (одна из первых модификаций), на которой нет никаких предохранительных систем, упреждающих такое разрушение хвостовой балки.
На дальнейших модификациях устанавливалась система, ограничивающая ход педалей. Но даже без этих систем, ни одного такого случая не было.
Если вам понравилась статья, то переходите на канал и подписывайтесь.