Найти в Дзене
машина

Как грузинской «Колхиде» на Украине рога наставили

«Киев-8» (фото А.Примаченко)
«Киев-8» (фото А.Примаченко)

На этих снимках – пожалуй, самая необычная вариация на тему кутаисской «Колхиды», которая когда-либо была построена. Зрение вас не подводит: это действительно седельный тягач КАЗ-606А, переделанный в троллейвоз, то бишь троллейбус для перевозки грузов. Только вот сам Кутаисский автозавод к постройке «электрического тягача» никакого отношения не имел.

«Киев-8» (фото из архива КЗЭТ им. Ф.Э. Дзержинского)
«Киев-8» (фото из архива КЗЭТ им. Ф.Э. Дзержинского)

Изготовили эту необычную машину в 1965 году на Украине – на Киевском заводе электротранспорта им. Ф.Э. Дзержинского (сокращенно – КЗЭТ), который к тому времени уже более пяти лет специализировался на выпуске пассажирских троллейбусов собственной конструкции для городов УССР.

«Киев-8» (фото из музея КП Севтроллейбус)
«Киев-8» (фото из музея КП Севтроллейбус)

Поскольку пассажирские машины КЗЭТа несли марку «Киев», то и «рогатую Колхиду» нарекли аналогично: «Киев-8». В проектировании электрического тягача заводу помогал институт УкрНИИпроект, уже имевший опыт разработки грузовых дизель-троллейвозов ДТУ-10 и ДТУ-25 (на базе грузовика КрАЗ-219 и карьерного самосвала МАЗ-525 соответственно). А предполагаемой сферой применения электрического тягача являлась буксировка грузовых полуприцепов по междугородному маршруту Симферополь–Ялта, где на тот момент из электротранспорта работали только пассажирские троллейбусы.

«Киев-8» с грузовым полуприцепом ОдАЗ-784 (фото из архива М.Шелепенкова)
«Киев-8» с грузовым полуприцепом ОдАЗ-784 (фото из архива М.Шелепенкова)

Именно на этой трассе автопоезд и проходил испытания, поступив в 1966 году в Алуштинский троллейбусный парк. Впрочем, несмотря на положительные результаты испытаний, идея междугородних перевозок грузов на электротяге осталась тогда невостребованной.

Интерьер кабины «Киев-8»: как видно, в отсутствие здоровенного кожуха моторного отсека внутри стало намного просторнее. С пола исчезла третья педаль, а на передней панели появился оригинальный щиток приборов (фото из архива КЗЭТ им. Ф.Э. Дзержинского)
Интерьер кабины «Киев-8»: как видно, в отсутствие здоровенного кожуха моторного отсека внутри стало намного просторнее. С пола исчезла третья педаль, а на передней панели появился оригинальный щиток приборов (фото из архива КЗЭТ им. Ф.Э. Дзержинского)

Единственный опытный образец тягача «Киев-8» по завершении испытаний отогнали в троллейбусный парк Симферополя, где он долгое время простоял «под забором» из-за отсутствия на балансе управления «Крымтроллейбус» подходяшего прицепного состава. В конечном итоге в 1970 году невостребованный троллейвоз передали в ведение севастопольского троллейбусного парка. Там его сначала переделали в обычный бензиновый грузовик с бортовой платформой, а потом поставили на прежнее место седельно-сцепное устройство, после чего бывший троллейвоз перестал отличаться от обычной серийной «Колхиды». В дальнейшем этот тягач со столь необычной судьбой эксплуатировался по прямому назначению вплоть до 1984 года, после чего был списан и утилизирован.

Тяговый электродвигатель располагался в средней части рамы за кабиной, а в массивном ящике на левом лонжероне был спрятан вспомогательный электродвигатель, который приводил через эластичную муфту компрессор пневматической тормозной системы и вращал посредством ременной передачи генератор низковольтной бортовой электросети (фото из архива КЗЭТ им. Ф.Э. Дзержинского)
Тяговый электродвигатель располагался в средней части рамы за кабиной, а в массивном ящике на левом лонжероне был спрятан вспомогательный электродвигатель, который приводил через эластичную муфту компрессор пневматической тормозной системы и вращал посредством ременной передачи генератор низковольтной бортовой электросети (фото из архива КЗЭТ им. Ф.Э. Дзержинского)

Читайте также на канале "МАШИНА":
-
Первая бескапотная "Колхида" (пост про первый опытный КАЗ-605)
-
"Колхида" и задний мост с двумя скоростями (пост про КАЗ-608Б)
-
Полноприводные "Колхиды" (пост про КАЗ-4430 и КАЗ-4530)
-
Редчайший грузовик из Азербайджана, похожий на МАЗ (БЗСА-4706)